instargramm.ru

Начертить схему маршрута автобуса. Программа TransSys MapXPlus - Планирование маршрутов доставки для Дистрибуции

Граф дорог – это цифровая векторная карта, состоящая из топологически связанных дуг и узлов, местоположение и свойства которых с заданной точностью и полнотой передают маршруты и организацию движения наземного транспорта.

Граф дорог создается согласно Требованиям к навигационным картам , включающим описание классификаторов, правил цифрового описания, форматов данных, редакционно-технические указания и другие документы.

Элементы графа дорог предназначены для использования в задачах по автоматизированной прокладке маршрутов между любыми заданными точками на графе.

Граф дорог создается по выделенным объектам дорожной сети и представляет собой пользовательскую карту с дугами и узлами. На этапе построения в семантические характеристики дуг и узлов записывается информация о связности сети и атрибуты для решения поисковых задач. Дуги можно создавать двух видов – с двусторонним и односторонним движением.

Средства редактирования графа дорог предназначены для уточнения графа в местах многоуровневых развязок и формирования запретов поворотов. Пользователь имеет возможность вручную удалить, добавить узлы сети, заменить дугу с двусторонним движением на дугу с односторонним движением, провести распараллеливание дорог, создать дуги и развороты, сформировать на перекрестках запреты поворотов.

Поиск минимального пути между точками (населенными пунктами) осуществляется с учетом любых характеристик записанных в дуги сети (тип дорог, скорость движения, количество проезжих частей). Кратчайший маршрут можно найти либо по минимальной длине пути либо по минимальному времени прохождения маршрута. При нахождении минимального пути имеется возможность исключения некоторых дуг, например аварийных участков, из поиска. Результаты поиска отображаются на карте в виде объекта – маршрута.

Особенности цифрового описания графа дорог

Граф дорог и дорожных сооружений создается в виде отдельной пользовательской карты (слоя) без деления на номенклатурные листы. Объекты, описывающие граф дорог, составляют отдельный слой в классификаторе цифровых навигационных планов городов. Граф дорог содержит два основных типа объектов – дуги и узлы.

Дуги разделяются на два вида – с двусторонним и односторонним движением. Дуги графа строятся, как правило, по осевым линиям улиц, дорог и дорожных сооружений, с обеспечением топологии в точках примыкания. Односторонние дуги должны иметь направление цифрования, совпадающее с направлением движения по данной дуге. Дуги с двусторонним движением могут иметь произвольное направление цифрования.

Узлы могут последовательно соединять две дуги, имеющие разные характеристики, или соединять несколько дуг в местах перекрестков, развилок и т.п. Если дороги физически проходят над одним участком местности на разных уровнях (тоннель, эстакада и т.п.), то в точке пересечения дорог на карте графа узел должен отсутствовать. С помощью набора односторонних и двусторонних дуг и узлов можно однозначно описать различные виды перекрестков, одноуровневых и многоуровневых развязок. Если на перекрестке дорог необходимо показать запрет поворота, то в этом месте дороги могут быть показаны параллельными односторонними дугами, которые имеют узлы только с теми пересекающими их дугами, на которые разрешено перестроение транспорта.

Для упрощения описания запретов поворотов на перекрестках может применяться повторяемая семантика 32821. Дуга, имеющая запреты на переход в другие дуги (запреты поворотов) должна иметь список семантик с кодом 32821, содержащих номера дуг, на которые запрещен переход. Запреты разворотов описываются семантикой 32822.

При редактировании графа все разрешенные переходы на отдельном перекрестке могут быть отображены в виде таблицы переходов, где оператор отмечает разрешенные или запрещенные переходы. После чего автоматически обновляется семантика дуг.


Пример простых Т-образных перекрестков

Пример пересечения двух дорог на разных уровнях с полным набором съездов

Панель задачи "Граф дорог"

  • Построение сети
  • Создание узла сети
  • Создание дуги сети
  • Изменение направления цифрования
  • Изменение типа движения
  • Удаление узла из сети
  • Добавление узла в сеть
  • Распараллеливание дорог
  • Создание съездов и разворотов
  • Запрет левого поворота на Т-образном перекрестке
  • Запрет правого поворота на Т-образном перекрестке
  • Формирование запретов поворотов
  • Построение минимального маршрута
  • Построение графа удаленности
  • Минимальный путь между точками
  • Минимальный путь между точками (выбор точек из файла)
  • Шаг назад
  • Выход из задачи

Автоматизированное создание графа дорог

Режим Построение сети выполняет создание геометрической сети дуг и узлов с одновременным построением логической сети. Сеть строится по выделенным на карте линейным объектам. Выделенные точечные объекты при построении будут добавлены в сеть как злы сети. Выделенные векторные объекты могут быть обработаны как линейные или как точечные. Для создания сети используются классификаторы service.rsc, road10.rsc, road25.rsc которые содержат объекты: узел сети, дугу сети, а также семантики, необходимые для дальнейшей работы с сетью. Если у выделенных линейных объектов имеется семантика, которая указывает на одностороннее движение, то можно построить сеть с односторонним движением. Данный режим позволяет не создавать узлы на пересечении объектов, которые находятся на разных уровнях (при этом объекты не должны иметь общих точек метрики).

В результате построения создается пользовательская карта, содержащая следующие типы объектов: узел сети и дуга сети. Все объекты созданной карты имеют обязательную семантику “Номер сети”. Для узлов обязательной характеристикой является ссылка на объект- дуга, которой принадлежит узел, для дуг обязательные семантики – номер первого и последнего узлов для данной дуги и ссылка на объект карты. Пользователь может изменить внешний вид создаваемых объектов, указав, новый классификатор и выбрав из него вид объектов узлов и дуг. При успешном завершении задачи создается текстовый файл протокола работы. Имя файла протокола совпадает с именем пользовательской карты, но имеет расширение LOG.

Редактирование графа дорог

Создание узла сети . Для создания узла сети нужно выбрать дугу сети и указать на ней точку, где предполагается создать новый узел. Семантические характеристики для новых объектов заносятся автоматически.

Создание дуги сети . Для создания дуги нужно выбрать узел сети и создавать линию – дугу сети. Если завершить создание дуги на уже существующем узле, то в семантику дуги Номер конечного узла запишется номер данного узла. При отсутствии в пределах одного метра на карте узла сети, в последней точке дуги будет создан новый узел сети.

Изменение направления цифрования . Чтобы изменить направление цифрования у дуг сети нужно выбрать на карте объект для редактирования.

Изменение типа движения . Данный режим заменяет объект ДУГА СЕТИ на объект ДУГА СЕТИ ОДНОСТОРОННЯЯ и наоборот.

Удаление узла из сети . Данный режим предназначен для удаления узла из построенной сети. Узел для удаления должен быть расположен на пересечении четырех дугПосле выполнения данного режима узел на пересечении дорог может быть удален, либо исключен из обработки, т.е. общего узла у всех дуг не будет. Удаление узлов рекомендуется проводить на пересечении автомобильных дорог с мостами, тоннелями, путепроводами и др.

Добавление узла в сеть . Данный режим предназначен для добавления узла в сеть. Для выполнения режима необходимо открыть пользовательскую карту с построенной сетью и указать два объекта – дуги, на пересечении которых будет вставлен узел. Режим добавления узла является обратной задачей к режиму удаления узла, а также осуществляет дотягивание одной дуги к другой, если расстояние между ними менее 100 метров на местности.

Распараллеливание дорог . Данный режим предназначен для добавления в сеть параллельных участков на перекрестках дорог. Добавление параллельных участков осуществляется на перекрестках четырех дуг. При успешном выполнении режима создаются дополнительные узлы сети и дуги сети односторонние. Результаты построения можно применить для установки запретов поворотов. Удаляя узлы в центре перекрестка, можно запретить на поворот в ту или другую сторону.

Создание съездов и разворотов . Данный режим предназначен для добавления в сеть съездов и разворотов на перекрестках дорог. Съезды и развороты рекомендуется выполнять на перекрестках, для которых проводилось распараллеливание. При успешном выполнении режима создаются объекты дуги односторонние, и удаляется общий узел. Применяются результаты построения при определении минимальных маршрутов.

Формирование запретов поворотов . При активизации режима необходимо в карте указать узел графа сети, соответствующий перекрестку (пересечению дорог), имеющему запрещенные направления проезда. Формирование запретов поворотов с одной дороги на другую обеспечивается заполнением семантики Номер запрещенной дуги в дуге графа сети. Каждая дуга сети соответствует участку дороги между узлами сети (перекрестками). После выбора узла сети открывается диалог, в верхней части которого изображена схема перекрестка, содержащая участок сети дорог – выбранный узел, прилегающие дуги сети, соответствующие участкам пересекающихся дорог и номера дуг графа сети. В нижней части диалога расположена таблица запрета поворотов. В правом столбце таблицы содержатся номера дорог, с которых будет запрещен поворот. В верхней строке таблицы содержатся номера дорог, на которые будет запрещен поворот. Остальные ячейки таблицы содержат указатели запрета поворота. Серым цветом отмечены ячейки, в которых можно указать запрет разворота на выбранном перекрестке.

Контроль и расчеты по графу

Качество создаваемых цифровых навигационных карт и планов городов обеспечивается качеством создания графа дорог, и сбора данных об объектах сервиса и дорожных знаках, которые дополняют описание графа дорог справочной информацией.

Качество графа дорог определяется связностью всех его составляющих дуг и узлов (отсутствием отдельных графов, не имеющих связи с другими графами), точностью прохождения дуг графа по дорожной сети, полнотой графа (соответствием элементов графа современному состоянию дорог с твердым покрытием), информативностью элементов графа (содержанием в характеристиках графа информации об организации движения и имеющихся особенностях и ограничениях на каждом участке).

Связность графа обеспечивается контролем топологии исходных данных, применяемых для построения графа, и полнотой учета имеющихся дорог на заданной территории.

При создании цифровых навигационных карт рекомендуется выполнять создание графа на весь район работ без деления на номенклатурные листы. Для создания цифровых навигационных карт более мелких масштабов имеющийся граф может применяться без изменений.

В качестве исходных данных могут использоваться цифровые топографические карты. Для обеспечения точности графа дорог предварительно должно быть выполнено обновление объектов дорожной сети и дорожных сооружений. При обновлении объектов дорожной сети и дорожных сооружений должен быть выполнен контроль топологии объектов в точках примыкания.

Если граф создается с использованием треков, записанных на GPS-приемниках, то после сбора всех данных на навигационной карте (плане) выполняется контроль топологии элементов графа (треков) в точках примыкания.

Если процедура построения графа дорог создает несколько графов на район работ, то рекомендуется ввести дополнительные участки графа с использованием элементов дорожной и уличной сети (включая дороги с грунтовым покрытием) для обеспечения связности элементов графа, если это не противоречит реальному состоянию местности (территория, разделенная рекой, болотами, железными дорогами без переездов и т.п.).

Для обеспечения полноты графа метрика дуг должна соответствовать состоянию дорог на год создания навигационной карты. Граф дорог должен учитывать все дороги с асфальтовым покрытием (шоссе и лучше) вне населенных пунктов и все улицы в населенных пунктах, которые выходят на указанные виды дорог. Граф дорог должен обеспечивать прокладку маршрута между всеми населенными пунктами и другими промышленными и социально-культурными объектами, которые реально на местности соединены дорожной сетью. Для этого в дорожный граф могут включаться любые имеющиеся грунтовые и полевые дороги.

Для обеспечения информативности графа необходимо в характеристиках графа заполнить сведения о запретах маневров (поворотов и разворотов), сведения о скоростном режиме, ограничениях движения транспорта и другие данные, предусмотренные классификатором.

Качество данных об объектах сервиса определяется точностью указания местоположения реальных объектов на местности (а не дорожных знаков, указывающих объекты сервиса) и полнотой сведений о назначении и режиме работы.

Дорожные знаки с информацией об особенностях движения обеспечивают визуальное восприятие навигационной карты и дополнительный визуальный контроль корректности графа. Поэтому качество их нанесения определяется по традиционным картографическим критериям – наглядность и достоверность данных. Дорожные знаки не должны перегружать карту второстепенной информацией. Основные особенности движения на отдельных участках, которые могут показываться на картах открытого пользования, должны быть занесены в характеристики элементов графа (дуги).

Режим Построение минимального маршрута предназначен для определения кратчайшего расстояния между двумя узлами сети. Для выполнения режима необходимо открыть пользовательскую карту с построенной сетью, т.е. на карте должны быть объекты узлы сети с обязательными семантиками: номер сети и ссылка на дугу сети, и дуги с семантиками: номер первого и последнего узлов для данной дуги, ссылка на объект карты и номер сети. Минимальный маршрут может быть построен по расстоянию и по времени, в последнем случае дуга должна иметь семантику “Скорость”. Процесс построения осуществляется путем указания начальной и конечной точек маршрута, а также параметра построения (длина или время). Чтобы установить критерии построения минимального маршрута по семантическим характеристикам необходимо заполнить таблицу "Фильтр по семантике дуг". Для того чтобы исключить из обработки некоторые участки (например, аварийные), нужно выделить на карте дуги сети и установить опцию Исключать выделенные объекты из построения .
В результате работы режима на карте отображается объект - минимальный маршрут, вычисляется длина пути. В таблицу диалога статистики записываются реальные объекты карты и протяженность маршрута по каждому объекту. Можно выбрать условный знак и записать построенный путь как объект карты.

Построение графа удаленности . Граф удаленности представляет собой набор объектов, находящихся в определенных пределах от указанного узла сети. Для построения графа необходимо указать узел сети и ввести числовое значение (длину в метрах).
В результате работы режима на карте будут выделены дуги, расположенные на расстоянии, менее заданного от указанного узла.

Режим Построение минимального пути между указанными точками предназначен для определения минимального пути между опорными точками, при условии, что каждую точку нужно пройти один раз (точка старта и финиша могут совпадать). Для выполнения режима нужно открыть пользовательскую карту с построенной сетью, т.е. на карте должны быть объекты узлы сети с обязательными семантиками: номер сети и ссылка на дугу сети, и дуги с семантиками: номер первого и последнего узлов для данной дуги, ссылка на объект карты и номер сети. Опорные точки выбираются из карты либо из текстового файла. Выбор из карты осуществляются нажатием левой клавиши мыши, завершается выбор точек двойным нажатием левой клавиши мыши. Для выбора опорных точек из тестового файла необходимо указать имя файла. Файл должен содержать список значений семантической характеристики «Собственное название» (например, список может состоять из названий населенных пунктов). При выборе опорных точек из текстового файла объекты узлы сети должны иметь семантическую характеристику «Собственное название» (записывается на этапе создания сети). Минимальный маршрут может быть построен по расстоянию и по времени, в последнем случае дуга должна иметь семантику “Скорость”, а также с учетом семантических характеристик. Чтобы установить критерии построения минимального маршрута по семантическим характеристикам необходимо заполнить таблицу «Фильтр по семантике дуг. Для того чтобы исключить из обработки некоторые участки (например, аварийные), нужно выделить на карте дуги сети и установить опцию Исключать выделенные объекты из построения.
Результатом работы является таблица, в которой указан порядок обхода точек, длина кратчайшего пути между текущей точкой и следующей, протяженность всего маршрута.

Данные, необходимые для движения по азимутам {магнитные азимуты направлений между точками поворота на маршруте и расстояния между ними), определяют по крупномасштабной карте.

Подготовка данных для движения по азимутам включает изучение местности по карте, выбор маршрута и ориентиров на его участках, определение магнитных азимутов направлений и расстояний между выбранными ориентирами, оформление данных на карте или составление схемы (таблицы) движения.

При изучении местности оценивают ее проходимость, маскировочные" и защитные свойства, определяют труднопроходимые и непроходимые препятствия и пути их обхода Начертание маршрута зависит от характера местности, наличия ориентиров на ней и условий предстоящего движения. Главное - это выбрать маршрут, позволяющий быстрый и скрытный от противника выход к назначенному пункту (объекту). Маршрут выбирают с таким расчетом, чтобы он имел минимальное количество поворотов. Точки поворота маршрута намечают у ориентиров, которые можно легко опознать на местности (постройки башенного типа, перекрестки дорог, мосты, путепроводы, геодезические знаки). Расстояния между ориентирами при движении по маршруту днем пешим порядком не должны превышать 1 - 2 км, а при движении на машине и выдерживании направлений движения по гирополукомпасу - 6 - 10 км. Для движения ночью ориентиры по маршруту намечаются чаще. Чтобы обеспечить скрытный выход к указалндму пункту, маршрут намечают по лощинам, массивам растительности и другим объектам, обеспечивающим маскировку движения. Необходимо избегать передвижений по Гребням возвышенностей и открытым участкам. Примерный вариант выбора маршрута показан на рисунке.

Выбранные ориентиры обводят кружками и соединяют прямыми линиями. Линии маршрута, которые не пересекают вертикальную линию координатной сетки, полезно продолжить до пересечения с ближайшей из них, чтобы в дальнейшем удобнее было измерять дирекционные углы Дирекционные углы направлений по маршруту измеряют транспортиром яли артиллерийским кругом, которые обеспечивают точность измерения угла с ошибкой ± 1 - 2°, Для, более точного измерения углов по карте используют хордоугломер. Измеренные дирекционные углы направлений переводят в магнитные азимуты. Расстояния между выбранными по маршруту движения ориентирами измеряют с помощью циркуля - измерителя и линейки с миллиметровыми делениями. Если маршрут намечен по холмистой (горной) местности, то в измеренные по карте расстояния вводится поправка за рельеф.

Определенные значения магнитных азимутов и расстояний тщательно проверяют, так как грубая ошибка измерения хотя бы одного азимута или расстояния приводит к отклонению от намеченного маршрута и н конечном счете к потере ориентировки.

Таблица 1. Данные необходимые для движения по азимутам

Данные, необходимые для движения по азимутам, оформляют на карте, а если карту с собой не берут, составляют схему маршрута (рис. 9 13) или таблицу 1.

Рисунок 1. Схема маршрута движения по азимутам.

Схему составляют в такой последовательности. На чистый лист бумаги переносят с карты начальную точку, ориентиры на поворотах и конечную точку маршрута. Расположение ориентиров на схеме должно быть подобно их положению на карте Все ориентиры изображают на схеме такими же условными знаками, как и на карте. Затем ориентиры нумеруют и соединяют прямыми линиями Против каждой линии выписывают исходные данные для движения в виде дроби: в числителе - магнитный азимут, в знаменателе - расстояние в метрах и время движения в минутах. Если движение по азимутам будет совершаться пешим порядком, то расстояние в метрах переводят в пары шагов и выписывают на схему в скобках. После этого наносят на схему стрелку север - юг и дополнительно показывают в стороне от маршрута, а также по маршруту ориетиры, которые могут быть использованны при движении как промежуточные или вспомогательные.

В тех случаях, когда требуется выдержать лишь общее направление движения, например направление наступления, схему (таблицу) движения не составляют. Азимут направления движения определяют непосредственно на местности по компасу и объявляют устно.

MapXPlus относится к классу систем TMS (Transport Managment System - Система управления транспортом). Основная задача систем - автоматизация транспортной логистики, планирование оптимальных маршрутов и проведение план-фактового анализа. Все системы для определения факта используют GPS датчики. Программный комплекс MapXPlus может быть адаптирован под индивидуальные требования каждого клиента и интегрирован с любой ERP или учетной системой предприятия, а также системой GPS-мониторинга.

Отраслевые решения, которые программа MapXPlus имеет на сегодняшний день:

Программа TransSys MapXPlus - Планирование маршрутов доставки для Дистрибуции


Основной задачей программного комплекса MapXPlus является автоматизация транспортной логистики, т.е. планирование маршрутов доставки продукции клиентам, с минимальными затратами и с учетом ряда факторов и критериев. Система относится к классу систем TMS и решает задачи транспортной логистики. Также есть возможность создавать графики доставки, которые покажут, в какое время товар будет доставлен клиенту. Перед сокращением, покупкой или обновлением автопарка можно определить наиболее эффективный модельный ряд для потребностей бизнеса.

Задачи, решаемые системой MapXPlus

  • Планирование маршрутов доставки товара с одного или нескольких складов на множество торговых точек с минимальными затратами.
  • Работа как централизованно, так и с несколькими центрами планирования доставок.
  • Ситуационное моделирование, оптимизация парка автомобилей и определение количественно-качественных характеристик при его формировании.
  • Планирование работы как своего автопарка, так и привлекаемых (наемных) транспортных средств с расчетом затрат по заданным тарифам.
  • Создание и анализ моделей доставки товаров (мета-расчеты) с учетом комбинаций критериев и факторов, влияющих на эффективность работы.
  • Поддержка форматов работы Van-salling и Pre-salling.
  • Выявление торговых точек, доставка груза в которые является невыгодной.
  • Загрузка автомобиля товарами в последовательности разгрузки в соответствии с планируемым маршрутом.
  • Управление очередями на погрузку товаров в автомобили на складах.
  • Оптимальный выбор мест перегрузки товара для дальнейшей доставки.
  • Особенности программного комплекса

  • Учет отраслевых особенностей транспортировки различных товаров: замороженные продукты, товары, требующие специальных условий транспортировки (например, лекарства) и т.д.
  • Возможность планирования и визуализации маршрутов движения автотранспортных средств и соответствия запланированному маршруту (при использовании GPS-оборудования) в удобном для работы масштабе;
  • Учет приоритетов и выбор наиболее оптимального маршрута, с минимальными затратами и наилучшим качеством сервиса.
  • Использование технологии векторных электронных карт;
  • Расстановка торговых точек несколькими способами: по адресам, по географическим координатам (POI), в ручном режиме.
  • Скриншоты программы

    Маршрутный лист и Путеводитель

    Справочники программы

    Справочники программы содержат всю информацию, влияющую на построение оптимальной логистической цепочки. Кроме того, позволяют оператору учитывать при расчете тип транспортного средства, тип клиента и особенности работы с ним, управлять загруженностью дороги и многое другое.

    В MapXPlus используются Справочники:

  • Марка автомобиля
  • Виды топлива
  • Категории товара
  • Приоритеты перевозчиков
  • Приоритеты клиентов
  • Виды моделей
  • Виды загруженности дорог
  • Справочник складов и другие
  • Редакторы программы

    Программный комплекс MapXPlus содержит набор редакторов, позволяющих пользователю самостоятельно, без привлечения разработчика, вносить изменения в транспортные сети, самостоятельно моделировать разбивку по районам доставки, редактировать объекты, размещенные на карте.

    Оставшиеся грузы необходимо распределить по складской сети в Санкт-Петербурге в соответствии с индивидуальным заданием. Потребности каждого склада представить в табл. 9 (общая потребность – 57 т, является одинаковой для всех вариантов).
    Необходимо определить рациональные маятниковые маршруты доставки потребителям, если известно:

    1. Грузоподъемность одного транспортного средства составляет 1,5 т.
    2. Время работы на маршруте – 9 часов в день.
    3. Время на погрузку, разгрузку и оформление документов – 1 час.
    4. Средняя скорость движения – 25 км/час.
    5. Адрес автотранспортного предприятия – ул. Хрустальная, 27.
    Далее представлен пример расчета параметров маршрута. В табл. 10 представлены исходные данные для примера.
    Таблица 10 - Пример исходных данных
    Этап 1. Определите расстояния между объектами логистической сети. Результаты удобно свести в табл. 11.
    Таблица 11 - Пример матрицы расстояний до складов, км
    Этап 2. Необходимо определить затраты времени на одну поездку (пример в табл.12).
    Для расчета затрат времени необходимо использовать формулу

    где t c - i- c с – индекс склада; i – индекс потребителя; l c - i – расстояние между складом и потребителем, км; l i - c – расстояние между потребителем и складом, км; t пр – время, необходимое на погрузку и разгрузку, мин; V – скорость транспортного средства, км/час.
    Аналогично рассчитывается время работы на маршруте, при условии возвращения в автоколонну
    где t c - i- a – время работы на маршруте, мин; с – индекс склада; i – индекс потребителя; a – индекс автоколонны; l c - i – расстояние между складом и потребителем, км.; l i - a – расстояние между потребителем и автоколонной, км.; t пр – время, необходимое на погрузку и разгрузку, мин; V – скорость транспортного средства, км/час.
    Пример расчета для маршрута: Склад железнодорожной станции (далее Склад) – Склад 1

    Результат представить в табл. 12
    Таблица 12 - Пример расчета затрат времени на одну поездку
    В табл. 12 строка маршрута «Склад – С1 – Склад» – означает, что транспортное средство загружается товаром на складе железнодорожной станции, едет до Склада 1, разгружается, а после этого возвращается обратно для последующей загрузки.
    Строка маршрута «Склад – С1 – Автоколонна» означает, что транспортное средство загружается товаром на складе предприятия, едет до Склада 1, разгружается, а после этого возвращается в Автоколонну и больше в этот день не возит товар.
    Этап 3. Составляем исходную рабочую матрицу (табл. 13).
    Таблица 13 - Пример исходной матрицы
    Наименьшую оценку (-4) имеет пункт назначения Склад 3, а наибольшую оценку (11) Склад 2. Это означает, что начальным пунктом маршрута будет Склад 2, и весь рабочий день транспортное средство будет отвозить грузы в этот склад и лишь последняя поездка будет на Склад 3, откуда автомобиль поедет в автоколонну. Это необходимо для минимизации порожнего пробега.
    Маршрут номер 1 для одного автомобиля: Автоколонна – Склад – Склад 2 – Склад – Склад 3 – Автоколонна. Известно, что время работы на маршруте составляет 9 часов в день (540 мин). Если автомобиль обслужит Склад 3 и вернется оттуда в автоколонну, он затратит 108 мин (табл. 12). Следовательно, на обслуживание Склада 2 остается 432 мин (540-108).
    Если время на поездку на Склад 2 и обратно составляют 74 мин, то в этот пункт автомобиль сможет сделать 5 поездок. Но по условиям задачи необходимо лишь 4.
    Таким образом, маршрут этого транспортного средства на рабочий день включает 4 поездки на Склад 2 и одну на Склад 3 (результаты представлены в табл. 18).
    Этап 4. Определяем новую исходную матрицу (табл.14).
    Таблица 14 - Исходная матрица

    Наибольшую оценку разности расстояния имеет Склад 1, а наименьшую Склад 3.
    Маршрут номер 2 для одного автомобиля: Автоколонна – Склад – Склад 1 – Склад – Склад 3 – Автоколонна. Известно, что время работы на маршруте составляет 9 часов в день (540 мин). Если автомобиль обслужит Склад 3 и вернется оттуда в автоколонну, он затратит 108 мин. Следовательно, на обслуживание Склада 1 остается 432 мин (540-108).
    Если время на поездку на Склад 1 и обратно составляют 118 мин, то в этот пункт автомобиль сможет сделать 4 поездки.
    Этап 5. Определяем новую исходную матрицу (табл. 15).
    Таблица 15 - Исходная матрица

    Наибольшую оценку разности расстояния имеет Склад 5, а наименьшую Склад 3.
    Маршрут номер 3 для одного автомобиля: Автоколонна – Склад – Склад 5 – Склад – Склад 3 – Автоколонна. Известно, что время работы на маршруте составляет 9 часов в день (540 мин). Если автомобиль обслужит Склад 3 и вернется оттуда в автоколонну, он затратит 108 мин. Следовательно, на обслуживание Склада 1 остается 432 мин.
    Если время на поездку на Склад 5 и обратно составляют 146 мин, то в этот пункт автомобиль сможет сделать 2 поездки. После двух поездок останется еще 140 минут. Это позволит совершить еще одну поездку в пункт 4.
    Полученный маршрут представлен в табл. 18
    Этап 6. Определяем новую исходную матрицу (табл. 16)
    Наибольшую оценку разности расстояния имеет Склад 4, а наименьшую Склад 3.
    Таблица 16 - Исходная матрица

    Маршрут номер 4 для одного автомобиля: Автоколонна – Склад – Склад 4 – Склад – Склад 3 – Автоколонна. Известно, что время работы на маршруте составляет 9 часов в день (540 мин). Если автомобиль обслужит Склад 3 и вернется оттуда в автоколонну, он затратит 108 мин. Следовательно, на обслуживание Склада 4 остается 432 мин. Это позволит автомобилю сделать 3 поездки.
    Полученный маршрут представлен в табл. 18
    Этап 7. Определяем новую исходную матрицу (табл. 17).
    Таблица 17 - Исходная матрица

    Наибольшую оценку разности расстояния имеет Склад 4, а наименьшую Склад 3.
    Маршрут номер 5 для одного автомобиля: Автоколонна – Склад – Склад 4 – Склад – Склад 3 – Автоколонна.
    Полученный маршрут представлен в табл. 18
    Таблица 18 - Сводная маршрутная ведомость

    Маршрут Показатели маршрута
    Количество поездок Объем перевозок, т Количество автомобилей, шт. Время работы, мин
    1 Склад – Склад 2 - Склад 4 5,0 1 296
    1 1,5 108
    Итого 5 6,5 1 404
    2 Склад – Склад 1 - Склад 4 6,0 1 472
    Склад – Склад 3 - Автоколонна 1 1,5 108
    Итого 5 7,5 1 580
    3 Склад – Склад 5 - Склад 2 3,0 1 292
    Склад – Склад 4 – Склад 1 1,5 137
    Склад – Склад 3 - Автоколонна 1 1,5 108
    Итого 4 6,0 1 537
    4 Склад – Склад 4 – Склад 3 4,5 1 411
    Склад – Склад 3 - Автоколонна 1 1,5 108
    Итого 4 6,0 1 519
    5 Склад – Склад 4 – Склад 1 1,0 1 137
    Склад – Склад 3 – Склад 3 4,5 1 354
    Склад – Склад 3 – Автоколонна 1 1,5 1 108
    Итого 5 7,0 1 599
    Итого 23 33 5 2639

    РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПО СКЛАДСКОЙ СЕТИ
    В ходе работы над курсовым проектом грузы были распределены между складами (табл. 9). Далее необходимо прикрепить выбранные вами магазины к складам, для организации дальнейших поставок. Всего в течение месяца будет необходимо развести по магазинам следующий объем грузов (табл.19).
    Таблица 19 - Адреса магазинов в Санкт-Петербурге
    Прикрепление потребителей (магазинов) к складам осуществляется с применением методов линейного программирования.
    Постановка задачи.
    Имеется 5 поставщиков (склады логистической сети), располагающих определенным количеством продукции (табл. 9), и 5 потребителей (магазины), у которых есть потребность в данной продукции (табл. 19). Необходимо определить транспортные затраты на доставку груза от любого поставщика до любого потребителя и прикрепить потребителей так, чтобы суммарные транспортные расходы по доставке продукции поставщикам были минимальными.
    Этап 1. Определяем транспортные затраты. Затраты на транспортировку зависят от расстояния от склада до потребителя. Стоимость перевозки одной тонны груза на один километр составляет 50 руб/т. Предположим, что расстояние от Склада 1 до Магазина 1 составляет 24 км, тогда стоимость доставки одной тонны груза составит 1200 руб.
    Информацию о расстояниях необходимо определить самостоятельно, используя ресурс maps.google.ru . Результаты расчета стоимости доставки груза представить в виде табл. 20.
    Для построения экономико-математической модели введем обозначения: i – номер поставщика (i = 1,…,m ), m – количество поставщиков (в курсовом – 5); j - номер потребителя (j = 1,…,n ), n – количество поставщиков (в курсовом – 5); A i – ресурсы i -го поставщика, т.е. количество груза, которое поставщик может поставить потребителям (табл.9), т; В j – потребность в продукции j -го потребителя (табл. 19), т; C ij – транспортные расходы по доставке одной тонны груза от i -го поставщика j -му потребителю, руб./т.; X ij i -го поставщика j -му потребителю, т. Эта величина неизвестна и подлежит определению.
    Транспортные расходы по доставке одной тонны груза от i -го поставщика j -му потребителю
    Экономико-математическая модель должна содержать целевую функцию, системы ограничений и условия неотрицательности переменных. В рассматриваемой задаче необходимо свести к минимуму транспортные расходы

    гдеC ij – транспортные расходы по доставке одной тонны груза от i -го поставщика j -му потребителю, руб./т.; X ij – количество продукции, поставляемой от i -го поставщика j -му потребителю, т.
    Достижение минимального значения целевой функции происходит при определенных условиях (ограничениях). Первое из них состоит в том, что по оптимальному варианту от каждого поставщика планировалось то количество продукции, которым он располагает

    Второе заключается в том, что по оптимальному плану количество продукции каждому потребителю должно соответствовать его потребности

    Наконец, в модели указывается условие не отрицательности переменных
    x i ≥0.
    После построения модели решается задача прикрепления поставщиков потребителям. Расчеты могут выполняться методом потенциалов (табл. 21). В этой таблице кроме ресурсов поставщиков, потребностей потребителей и транспортных расходов, имеются столбец и строка для записи потенциалов U i и V j , которые дают возможность определить оптимальность плана закрепления поставщиков за потребителями. В правом верхнем углу ячеек указана стоимость доставки продукции (руб/т).
    Этап 1. Составление исходного плана. Для составления исходного плана воспользуемся приемом, который называется «метод северо-западного угла». Согласно этому методу заполнение таблицы следует начинать с левого верхнего квадрата и с позиции этого квадрата сравнить ресурсы первого поставщика (15 т) и потребности первого потребителя (6 т), выбрать меньшее из них и записать в данный квадрат, которые теперь называется «загруженным» (табл. 22). Это означает, что потребности первого потребителя удовлетворены. Затем необходимо подвинуться вправо и сравнить оставшиеся у первого поставщика ресурсы (15 – 6 = 9) и потребность второго потребителя (16), записав меньшую цифру в ячейку первой строки второго столбца, передвинуться вниз, т.к. ресурсы первого поставщика закончились, а потребность второго потребителя еще не удовлетворена. Так, двигаясь шаг за шагом, получаем исходный план.
    Таблица 21 - Исходные данные

    Потребители М1 М2 М3 М4 М5 Ресурсы поставщиков A i , т
    Поставщик V j U i V 1 V 2 V 3 V 4 V 5
    C1 U 1 X 11 1200 X 12 1300 X 13 1700 X 14 2500 X 15 2900 15
    C2 U 2 X 21 1500 X 22 1600 X 23 500 X 24 2000 X 25 2800 6
    C3 U 3 X 31 800 X 32 900 X 33 850 X 34 1200 X 35 2900 9
    C4 U 4 X 41 1900 X 42 1500 X 43 1300 X 44 1700 X 45 2900 18
    C5 U 5 X 51 700 X 52 1300 X 53 1800 X 54 2100 X 55 2200 9
    Потребность B j , т 6 16 10 17 8 57

    Таблица 22 - Исходный план прикрепления потребителей к поставщикам

    Потребители М1 М2 М3 М4 М5 Ресурсы поставщиков A i , т
    Поставщик V j U i
    C1 6 1200 9 1300 1700 2500 2900 15
    C2 1500 6 1600 500 2000 2800 6
    C3 800 1 900 8 850 1200 2900 9
    C4 1900 1500 2 1300 16 1700 2900 18
    C5 700 1300 1800 1 2100 8 2200 9
    Потребность B j , т 6 16 10 17 8 57

    Этап 2. Проверка исходного плана. Необходимо проверить исходный план на соответствие следующим условиям:
    Число «загруженных» клеток в таблице должно быть на единицу меньше суммы чисел поставщиков и потребителей, в рассматриваемом примере 9 (5 + 5 – 1), т.е. условие соблюдено.
    Не должно быть ни одного занятого квадрата, который оказался бы единственным в строке и столбце таблицы, т.е. условие соблюдено.
    Этап 3. Проверка на оптимальность. Для осуществления проверки исходного плана на оптимальность необходимо рассчитать потенциалы U i и V j . Эти потенциалы определяются только для «загруженных» ячеек. Сумма индексов U i и V j должна быть равна транспортным издержкам соответствующих ячеек. В этом примере U 1 + V 1 = 1200; U 1 + V 2 = 1300; U 2 + V 2 = 1600; U 3 + V 2 = 900; U 3 + V 3 = 850; U 4 + V 3 = 1300; U 4 + V 4 = 1700; U 5 + V 4 = 2100; U 5 + V 5 = 2200.
    Индексы определяем следующим образом: 1) принимаем U 1 = 0 (так всегда); 2) из первого уравнения получаем V 1 = 1200 – 0 = 1200; 3) из второго уравнения получаем V 2 = 1300 – 0 = 1300; 4) точно также, решая все уравнения, определяем потенциалы для всех потребителей и поставщиков (табл. 23).
    Далее для «незагруженных» ячеек рассчитывается C ij =U i +V j (в табл. 23 рассчитанные значения представлены курсивом).
    Полученные значения C ij , как правило, отличаются от значений C ij (транспортные расходы). Если во всех «незагруженных» ячейках соблюдается неравенство C ij ≤C ij , то план считается оптимальным. В рассматриваемом примере есть ячейки, в которых это неравенство не соблюдается, а значит, план не является оптимальным.
    Таблица 23 - Исходный план прикрепления потребителей к поставщикам с рассчитанными значениями потенциалов
    Потребители М1 М2 М3 М4 М5 Ресурсы поставщиков A i , т
    Поставщик V j U i 1200 1300 1250 1650 1750
    C1 0 6 1200 9 1300 1250 1700 1650 2500 1750 2900 15
    C2 300 1500 1500 6 1600 1550 500 1950 2000 2050 2800 6
    C3 - 400 800 800 1 900 8 850 1250 1200 1350 2900 9
    C4 50 1250 1900 1350 1500 2 1300 16 1700 1700 2900 18
    C5 450 1650 700 1750 1300 1700 1800 1 2100 8 2200 9
    Потребность B j , т 6 16 10 17 8 57

    Этап 4. Улучшение исходного плана. Это происходит путем перемещения поставки в «незагруженную» ячейку, в которой C ij -C ij =max. В нашем примере это квадрат С2-М3 (1550 – 500 = 1050). В случае если разность окажется одинаковой для нескольких ячеек, следует выбрать любую ячейку произвольно.
    Итак, в рассматриваемом примере поставка должна быть перемещена в квадрат С2-М3. Перемещения производятся в определенном порядке с тем, чтобы не были нарушены условия, выраженные в приведенных выше уравнениях. Для этого образуем связку, т.е. замкнутую ломаную линию, состоящую из вертикальных и горизонтальных отрезков, таким образом, чтобы одной из вершин образованного многоугольника был квадрат, куда производится перемещение, а остальные вершины находились в «загруженных ячейках». В табл. 2 представлен такой многоугольник.
    После образования связи свободному квадрату и связанным с ним «загруженным» ячейкам присваиваются поочередно знаки « + » и « – », начиная со свободного квадрата.
    Таблица 24 - Перемещение поставки в квадрат С2-М3


    Среди тех квадратов, которые отмечены знаком « – », выбираем наименьший объем поставки (6 т.). Именно этот объем подлежит перемещению из квадратов со знаком « – » в квадраты со знаком « + ». В результате получен новый план (табл. 25). Таблица 25 - Скорректированный план прикрепления потребителей к поставщикам
    Потребители М1 М2 М3 М4 М5 Ресурсы поставщиков, A i , т
    Поставщик V j U i
    C1 6 1200 9 1300 1700 2500 2900 15
    C2 1500 1600 6 500 2000 2800 6
    C3 800 7 900 2 850 1200 2900 9
    C4 1900 1500 2 1300 16 1700 2900 18
    C5 700 1300 1800 1 2100 8 2200 9
    Потребность B j , т 6 16 10 17 8 57

    Повторяем описанные выше шаги. Результат представлен в табл. 26 Таблица 26 - План прикрепления потребителей к поставщикам с рассчитанными значениями потенциалов


    Это решение также не является оптимальным, следовательно, необходимо его улучшить путем перенесения поставок в свободные ячейки (в ячейку С5-М1). Результат представлен в табл. 27 Таблица 27 - Скорректированный исходный план прикрепления потребителей к поставщикам
    Потребители М1 М2 М3 М4 М5 Ресурсы поставщиков A i , т
    Поставщик V j U i
    C1 5 1200 10 1300 1700 2500 2900 15
    C2 1500 1600 6 500 2000 2800 6
    C3 800 6 900 3 850 1200 2900 9
    C4 1900 1500 1 1300 17 1700 2900 18
    C5 1 700 1300 1800 2100 8 2200 9
    Потребность B j , т 6 16 10 17 8 57

    Проверим его на оптимальность (табл. 28). Таблица 27 - План прикрепления потребителей к поставщикам с рассчитанными значениями потенциалов

    Потребители М1 М2 М3 М4 М5 Ресурсы поставщиков A i , т
    Поставщик V j U i 1200 1300 1250 1650 2750
    C1 0 5 1200 10 1300 1250 1700 1650 2500 2750 2900 15
    C2 -750 450 1500 550 1600 6 500 900 2000 2000 2800 6
    C3 - 400 800 800 6 900 3 850 1250 1200 2350 2900 9
    C4 50 1250 1900 1350 1500 1 1300 17 1700 2800 2900 18
    C5 - 500 1 700 800 1300 750 1800 1150 2100 8 2200 9
    Потребность B j , т 6 16 10 17 8 57

    Полученное решение является оптимальным, так как для всех ячеек соблюдается неравенство C ij ≤C ij .

    2.3. Составление маршрута экскурсии

    Маршрут экскурсии представляет собой наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы. Он строится в зависимости от наиболее правильной для данной экскурсии последовательности осмотра объектов, наличия площадок для расположения группы, необходимости обеспечения безопасности экскурсантов. Одна из задач маршрута - способствовать наиболее полному раскрытию темы.

    Основные требования, которые должны быть учтены составителями маршрута, - это организация показа объектов в логической последовательности и обеспечение зрительной основы для раскрытия темы.

    В практике экскурсионных учреждений существуют три варианта построения маршрутов: хронологический , тематический и тематико-хронологический .

    Примером хронологического построения маршрута могут служить экскурсии, посвященные жизни и деятельности выдающихся людей.

    По тематическому принципу построены экскурсии, связанные с раскрытием определенной темы в жизни города (например, "Архангельск строится", "Литературное Подмосковье" и др.).

    Все обзорные городские экскурсии построены по тематико-хронологическому принципу. Последовательность изложения материала по хронологии в таких экскурсиях соблюдается, как правило, только при раскрытии каждой подтемы.

    Разработка маршрута - сложная многоступенчатая процедура, требующая достаточно высокой квалификации и являющаяся одним из основных элементов технологии создания новой экскурсии. При разработке автобусного маршрута следует руководствоваться "Правилами дорожного движения", "Уставом автомобильного транспорта", "Правилами перевозки пассажиров" и другими ведомственными нормативами.

    Объекты в зависимости от своей роли в экскурсии могут быть использованы как основные и дополнительные .

    Основные объекты подвергаются более глубокому анализу, на них раскрываются подтемы экскурсии.

    Показ дополнительных объектов, как правило, осуществляется при переездах (переходах) экскурсионной группы и он не занимает главенствующего положения.

    Маршрут строится по принципу наиболее правильной последовательности осмотра объектов и намечается с учетом следующих требований:

    Показ объектов следует проводить в определенной логической последовательности, не допуская ненужных повторных проездов по одному и тому же участку маршрута (улице, площади, мосту, шоссе), т. е. так называемых "петель";
    - наличие доступности объекта (площадки для его осмотра);
    - переезд или переход между объектами не должен занимать 10-15 минут, чтобы не было слишком длительных пауз в показе и рассказе;
    - наличие благоустроенных остановок, в том числе санитарных и мест парковки транспортных средств.

    Рекомендуется к моменту проведения экскурсии иметь несколько вариантов движения группы. Необходимость изменения маршрута в ряде случаев вызывается транспортными "пробками", ремонтными работами на городских магистралях. Все это должно быть учтено при создании различных вариантов маршрута.

    Разработка автобусного маршрута завершается согласованием и утверждением паспорта и схемы маршрута, расчета километража и времени использования автотранспорта.

    Объезд (обход) маршрута

    Объезд (обход) маршрута является одним из важных этапов разработки новой экскурсионной темы. При организации объезда (обхода) маршрута ставятся задачи:

    1) ознакомиться с планировкой трассы, улицами, площадями, по которым проложен маршрут;
    2) уточнить место, где расположен объект, а также место предполагаемой остановки экскурсионного автобуса или пешеходной группы;
    3) освоить подъезд на автобусе к объектам или местам стоянок;
    4) провести хронометраж времени, необходимого для показа объектов, их словесной характеристики и передвижения автобуса (пешеходной группы), а также уточнить продолжительность экскурсии в целом;
    5) проверить целесообразность использования намеченных объектов показа;
    6) выбрать лучшие точки для показа объектов и варианты расположения экскурсионной группы;
    7) выбрать методику ознакомления с объектом;
    8) в целях безопасности передвижения туристов по маршруту выявить потенциально опасные места и принять меры.

    Подготовка контрольного текста экскурсии

    Текст представляет собой материал, необходимый для полного раскрытия всех подтем, входящих в экскурсию. Текст призван обеспечить тематическую направленность рассказа экскурсовода, в нем формулируется определенная точка зрения на факты и события, которым посвящена экскурсия, дается объективная оценка показываемых объектов.

    Требования к тексту: краткость, четкость формулировок, необходимое количество фактического материала, наличие информации по теме, полное раскрытие темы, литературный язык.

    Текст экскурсии составляется творческой группой при разработке новой темы и выполняет контрольные функции. Это означает, что каждый экскурсовод должен строить свой рассказ с учетом требований данного текста (контрольного текста).

    Контрольный текст в большинстве случаев содержит хронологическое изложение материала. Этот текст не отражает структуры экскурсии и не строится в маршрутной последовательности, с распределением излагаемого материала по остановкам, где происходит анализ экскурсионных объектов. Контрольный текст является тщательно подобранным и выверенным по источникам материалом, являющимся основой для всех экскурсий, проводимых на данную тему. Используя положения и выводы, которые содержатся в контрольном тексте, экскурсовод строит свой индивидуальный текст.

    На основе контрольного текста могут быть созданы варианты экскурсий на ту же тему, в том числе для детей и взрослых, для различных групп трудящихся.

    В целях облегчения работы по созданию таких вариантов в контрольный текст могут быть включены материалы, связанные с объектами, подтемами и основными вопросами, не вошедшими в маршрут данной экскурсии.

    Помимо материалов для рассказа экскурсовода в контрольный текст включают материалы, которые должны составить содержание вступительного слова и заключения экскурсии, а также логических переходов. Он должен быть удобен для пользования. Цитаты, цифры и примеры сопровождаются ссылками на источники.

    Комплектование "портфеля экскурсовода"

    "Портфель экскурсовода " - условное наименование комплекта наглядных пособий, используемых в ходе проведения экскурсии. Эти пособия обычно помещаются в папке или небольшом портфеле.

    Одна из задач "портфеля экскурсовода" состоит в том, чтобы восстановить недостающие звенья при показе. В экскурсиях нередко получается так, что не все объекты, необходимые для раскрытия темы, сохранились. Например, экскурсанты не могут увидеть историческое здание, разрушенное от времени; деревню, уничтоженную в годы Великой Отечественной войны, и др. Иногда возникает необходимость дать представление о первоначальном виде того места, на котором было построено осматриваемое здание (жилой микрорайон). С этой целью используются, например, фотографии деревни или пустыря, панорамы строительства предприятия, жилого массива. Может возникнуть также задача показать, что на осматриваемом месте будет в ближайшем будущем. В этом случае экскурсантам демонстрируются проекты зданий, сооружений, памятников.

    В экскурсиях бывает необходимость показать фотографии людей, которые имеют отношение к этому объекту или событиям, связанным с ним (например, портреты членов семьи Вульф - друзей А. С. Пушкина - при проведении экскурсии по "Пушкинскому кольцу Верхневолжья").

    Более убедительной экскурсию делает демонстрация копий подлинных документов, рукописей, литературных произведений, о которых рассказывает экскурсовод.

    И еще одна важная задача наглядных пособий на экскурсии - дать зрительное представление об объекте (растениях, минералах, механизмах путем показа подлинных образцов или их фотографий, макетов, муляжей).

    В "портфель экскурсовода" включаются фотографии, географические карты, схемы, чертежи, рисунки, образцы продукции и т. д. Такие "портфели" создаются, как правило, по каждой теме. Они являются постоянным спутником экскурсовода и помогают сделать любое путешествие в прошлое и настоящее более увлекательным и полезным. Содержание "портфеля" диктуется темой экскурсии .

    Наглядные пособия "портфеля экскурсовода" должны быть удобны для использования. Количество их не должно быть велико, так как в этом случае пособия будут отвлекать экскурсантов от осмотра подлинных объектов, рассеивать их внимание.

    Участники творческой группы, подготавливая новую экскурсию, отбирают из имеющихся в их распоряжении наглядных материалов наиболее выразительные, способные оказать помощь экскурсоводу в освещении темы. Методику демонстрации наглядных пособий проверяют на маршруте. Затем рекомендации по использованию материалов "портфеля" включают в методическую разработку.

    К каждому экспонату, включенному в "портфель", прикладывается листок с пояснениями или справочным материалом. Иногда пояснения приклеиваются с обратной стороны экспоната. Такая аннотация служит исходным материалом для экскурсовода при показе экспоната экскурсантам.

    Перечень наглядных материалов определенной темы, включенных в "портфель экскурсовода", должен уточняться на протяжении всей разработки новой экскурсионной темы.

    Большую помощь в подборе наглядных материалов для "портфеля" экскурсионным организациям оказывают музеи, выставки, архивы.

    Определение методических приемов проведения экскурсии

    Успех проведения экскурсии находится в прямой зависимости от использованных в ней методических приемов показа и рассказа. Выбор того или иного методического приема диктуется задачами, поставленными перед экскурсией, информационной насыщенностью конкретного объекта.

    Работа творческой группы на этом этапе состоит из нескольких частей: отбора наиболее эффективных методических приемов для освещения подтем, методических приемов, которые рекомендуются в зависимости от экскурсионной аудитории (взрослые, дети), времени проведения экскурсии (зима, лето, день, вечер), особенностей показа; определения приемов сохранения внимания экскурсантов и активизации процесса восприятия экскурсионного материала; выработки рекомендаций по использованию выразительных средств в речи экскурсовода; отбора правил техники ведения экскурсии. Не менее важно определить технологию использования методических приемов.

    Определение техники ведения экскурсии

    Техника ведения экскурсии объединяет все организационные вопросы экскурсионного процесса. Авторы автобусной экскурсии, например, тщательно продумывают, когда и где экскурсанты выходят для осмотра объекта, как происходит передвижение экскурсантов между объектами, как и когда демонстрируются экспонаты "портфеля экскурсовода" и т. д. Соответствующие записи вносятся в графу методической разработки "Организационные указания". Эти указания адресованы и водителю автобуса. Например, в каком месте поставить автобус, где необходимо ехать медленнее для наблюдения объекта из окна. Отдельные указания относятся к экскурсантам (соблюдение правил безопасности на улице, выхода из автобуса, размещения в салоне). Важно сформулировать рекомендации об использовании пауз в экскурсии; о соблюдении времени, отведенного на освещение подтем, организацию ответов на вопросы экскурсантов; о технике использования экспонатов "портфеля"; о порядке возложения венков и т. д. Не менее важны указания о месте экскурсовода при показе объектов, руководстве самостоятельной работой экскурсантов на маршруте, проведении рассказа при движении автобуса.

    Составление методической разработки

    Методическая разработка - документ, который определяет, как провести данную экскурсию, как лучше организовать показ памятников, какую методику и технику ведения следует применить, чтобы экскурсия прошла эффективно. Методическая разработка излагает требования экскурсионной методики с учетом особенностей демонстрируемых объектов и содержания излагаемого материала. Она дисциплинирует экскурсовода и должна отвечать следующим требованиям: подсказать экскурсоводу пути для раскрытия темы; вооружить его наиболее эффективными методическими приемами показа и рассказа; содержать четкие рекомендации по вопросам организации экскурсии; учитывать интересы определенной группы экскурсантов (при наличии вариантов экскурсии); соединять показ и рассказ в единое целое.

    Методическая разработка составляется на каждую тему экскурсии, в том числе и при дифференцированном подходе к подготовке и проведению экскурсии. В вариантах методической разработки находят отражение возрастные, профессиональные и другие интересы экскурсантов, особенности методики ее проведения.

    Оформление методической разработки происходит следующим образом:

    На титульном листе располагаются данные: наименование экскурсионного учреждения, название темы экскурсии, вид экскурсии, протяженность маршрута, продолжительность в академических часах, состав экскурсантов, фамилии и должности составителей, дата утверждения экскурсии руководителем экскурсионного учреждения.
    - на следующей странице излагаются цель и задачи экскурсии, схема маршрута с указанием объектов и остановок во время экскурсии.

    Методическая разработка состоит их трех разделов: вступления, основной части и заключения. Вступление и заключение не разносятся по графам. Вот, например, как выглядят рекомендации экскурсоводу о построении вступления в методической разработке экскурсии на тему - "Тюмень - ворота в Сибирь": "Прежде всего необходимо познакомиться с группой, назвать имена экскурсовода и водителя, затем напомнить экскурсантам правила поведения в автобусе, предупредив их, что задавать вопросы и делиться впечатлениями они смогут, когда будет представлено время для этого. В информационной части необходимо назвать тему, маршрут, продолжительность экскурсии, но желательно это сделать так, чтобы вызвать интерес к теме; привлечь внимание экскурсантов, т. е. эта часть вступления должна быть яркой, эмоциональной. Она может начинаться стихами А.С. Пушкина или цитатой - высказыванием декабристов о несметных богатствах Сибири, большом будущем этого сурового края". Место посадки группы определяется в рабочем порядке совместно с заказчиком, место начала экскурсии определяется методической разработкой.

    Таблица 2.1

    Образец методической разработки экскурсии

    Маршрут Остановка Объекты показа Время Наименование подтем и перечень основных вопросов Организационные указания Методические указания
    Новая Басманная ул. - М. Разгуляй - Бауманская ул. Проездом Новая Басманная ул.; собор св. Павла;
    д. № 16 на Новой Басманной ул., д. № 2 на Спартаковской ул.
    Подтема I: Пушкинская Москва
    1. Бывшая Немецкая слобода -
    один из аристократических районов Москвы XVIII-XIX вв.
    2. Новая Басманная ул. - уголок Пушкинской
    Москвы
    Рассказ ведется при замедленном движении автобуса 1. Использовать прием репортажа, давая характеристику бывшей Немецкой слободы. Соблюдать синхронность рассказа и показа объектов, расположенных на разных улицах
    2. Характеризуя облик Немецкой слободы
    конца XVIII в., когда здесь поселились Пушкины, использовать для показа планировку и застройку Новой Басманной ул. Использовать
    в рассказе названия переулков, по которым проходит маршрут, для характеристики прошлого. Упомянуть о сохранившихся на берегу р. Яузы домах вельмож (Лефортовский дворец, Слободской дворец и т. д.)
    Бауманская ул., д. 8/10 Остановка во дворе школы им. А. С. Пушкина № 353 Здание школы им. А. С. Пушкина,
    мемориальная доска
    с барельефом Пушкина-ребенка на фасаде здания
    3. Место рождения поэта
    4. "Моя родословная"
    5. Детство поэта
    Группу вывести из автобуса, подвести
    к зданию школы, остановиться у мемориальной доски. Затем подвести к па­мятнику
    А. С. Пушкина, расположив группу так, чтобы был виден двор школы, памятник, здания слева и справа от него
    3. Словесная реконструкция этого уголка Немецкой слободы конца XVIII в. Показать: рельеф двора школы (высохшее русло ручья Кукуй), сохранившиеся флигели (д. 8), напоминающие владение Скворцова,
    в котором родился А. С. Пушкин.
    Раскрывая вопросы 4, 5, процитировать отрывки из произведений "Моя родословная" и "Гости съезжались на дачу". Использовать "портфель экскурсовода" (виды старой Москвы, Лефортово, портреты родных
    А. С. Пушкина).
    Вариант логического перехода темы:
    "В. Л. Пушкин - оказал влияние на формирование литературных вкусов будущего поэта"

    Эффективность методической разработки зависит от правильного заполнения всех семи граф. Размер разработки - 6-12 страниц машинописного текста. Объем документа зависит от количества экскурсионных объектов, числа подтем, продолжительности экскурсии по времени и протяженности маршрута.

    В графе "Маршрут экскурсии " называется точка начала экскурсии и окончание I подтемы.

    В графе "Остановки " называются те точки маршрута, где предусмотрен выход из автобуса; предполагается осмотр объекта из окон автобуса без выхода экскурсантов или предусматривается остановка на пешеходной экскурсии. Не следует делать таких неточных записей, как например: "Набережная реки Волги" или "Центральная площадь". Правильнее записать: "Набережная реки Волги около памятника Н. А. Некрасову".

    В графе "Объекты показа " перечисляют те памятные места, основные и дополнительные объекты, которые показывают группе на остановке, в ходе переезда или передвижения группы к следующей остановке.

    В загородной экскурсии объектами показа могут быть в целом город, село, поселок городского типа, а при проезде по маршруту - издали видимые части (высокое здание, башня, колокольня и др.). В городской экскурсии объектами показа могут быть улица или площадь.

    Графа "Продолжительность экскурсии ". Время, которое называется в этой графе представляет собой сумму времени, которое затрачивается на показ данного объекта, рассказ экскурсовода (та часть, когда отсутствует показ) и на передвижение экскурсантов по маршруту к следующей остановке. Здесь же необходимо учитывать время, затрачиваемое на движение вблизи осматриваемых объектов и между объектами.

    Графа "Наименование подтем и перечень основных вопросов " содержит краткие записи. В первую очередь называется подтема, которая раскрывается на данном отрезке маршрута, в данный отрезок времени, на перечисленных в графе 3 объектах. Здесь формулируют основные вопросы, излагаемые при раскрытии подтемы. Например, в городской обзорной экскурсии в одна из подтем носит название "Полтава в Северной войне между Россией и Швецией". Основные вопросы, которые освещаются в этой подтеме, - "Шведы на Украине" и "Полтавская битва". В подтеме "Новь старого города" раскрываются основные вопросы: "Жилищное строительство в городе", "Развитие культуры и искусства", "Строительство спортивного комплекса". Количество основных вопросов, входящих в подтему, не должно превышать пяти.

    В графе "Организационные указания " помещают рекомендации о передвижении группы, обеспечении безопасности экскурсантов на маршруте и выполнении санитарно-гигиенических требований, правила поведения участников экскурсии в мемориальных местах и у памятников истории и культуры. Здесь же излагаются требования к экскурсантам по охране природы и правила противопожарной безопасности. В эту графу включают все вопросы, которые входят в понятие "Техника ведения экскурсии". Приведем пример записи: "Группа располагается таким образом, чтобы все экскурсанты видели вход в здание". "На этой остановке экскурсантам предоставляется время для фотографирования". В загородных экскурсиях в эту графу включают указания о санитарных остановках, рекомендации по охране природы, правила передвижения экскурсантов на остановках, особенно вблизи автомагистралей с целью обеспечения их безопасности.

    При проведении производственных экскурсий, посещении работающих цехов приводятся рекомендации по технике безопасности, выдержки из инструкций администрации предприятия, обязательные правила поведения экскурсантов на предприятии, называются места, где делаются паузы в рассказе и показе.

    Графа "Методические указания " определяет направление всего документа, формулирует основные требования к экскурсоводу по методике ведения экскурсии, даются указания по использованию методических приемов. Например, в экскурсии "Мемориальный комплекс "Хатынь" по объекту "Линия обороны 100-й стрелковой дивизии" даются два методических указания: "При раскрытии подтемы используется прием словесного сравнения, дается справка о военном потенциале фашистской Германии к моменту ее нападения на СССР" и "Рассказ о боях ведется с использованием методического приема зрительной реконструкции места, где проходили боевые действия".

    Следует указать, где и как применяются методические приемы. В этой графе также излагается вариант логического перехода к следующей подтеме, даются рекомендации по показу материалов "портфеля экскурсовода", включаются советы по использованию движения экскурсантов относительно объектов в качестве методического приема (например, "После наблюдения объекта и рассказа экскурсовода туристы могут самостоятельно продолжить знакомство с объектом", "Экскурсоводу следует объяснять термины...", "При показе поля боя необходимо ориентировать экскурсантов..." и т. д.).

    Составление индивидуального текста

    Экскурсионная практика исходит из того, что основой рассказа экскурсовода является индивидуальный текст , который определяет последовательность и полноту изложения мыслей, помогает экскурсоводу логично строить свой рассказ. Такой текст каждый экскурсовод составляет самостоятельно. Основой для индивидуального текста является контрольный текст.

    У всех индивидуальных текстов при наличии хорошего контрольного текста будет идентичное содержание, но различные обороты речи, разные слова, различная последовательность в рассказе, могут быть даже разные факты, подтверждающие одно и то же положение. Естественно, что все экскурсоводы, находясь у одного и того же объекта, будут говорить одно и то же.

    Не следует прятать контрольный текст от тех, кто разрабатывает новую для себя экскурсию, поскольку над контрольным текстом работала творческая группа наиболее подготовленных экскурсоводов, и готовящий новую для себя тему экскурсовод не сумеет добиться того, что до него было сделано коллективными усилиями. После того, как предварительная работа экскурсовода над новой темой будет закончена (сбор, изучение и первичная обработка материала), он допускается к ознакомлению с контрольным текстом. Это поможет ему отобрать материал для рассказа, определить оптимальное количество примеров, используемых при освещении подтем, сделать правильные выводы по подтемам экскурсии и целом. Обращение к контрольному тексту, сделанное вовремя, гарантирует более высокий уровень подготовки новичка к экскурсии.

    Основное отличие индивидуального текста от контрольного состоит в том, что он отражает структуру экскурсии и построен в полном соответствии с методической разработкой экскурсии. Материал размещается в той последовательности, в которой показываются объекты, и имеет четкое деление на части. Каждая из них посвящается одной из подтем. Составленный в соответствии с этими требованиями индивидуальный текст представляет собой готовый для "использования" рассказ. Индивидуальный текст содержит полное изложение того, что следует рассказать на экскурсии. При изложении сущности исторических событий не должно быть сокращений, оценки их значения.

    Не допускается также упоминание фактов без их датировки, ссылок на источники. В то же время текст этого вида отражает особенности речи "исполнителя". Рассказ экскурсовода состоит как бы из отдельных частей, привязанных к зрительным объектам. Объединяются эти части выводами по каждой подтеме и логическими переходами между подтемами (и объектами). В индивидуальном тексте каждая подтема представляет собой отдельный рассказ, пригодный для использования в ходе проведения экскурсии.

    Составляя индивидуальный текст, его автору нельзя забывать о логике звучащей речи, о том, что слово и изображение (объект) действуют, как правило, на чувство экскурсантов синхронно. Стремление к живости подачи материала на экскурсии не должно вести к попыткам развлекать экскурсантов. При решении вопроса о сочетании на экскурсии элементов познавательных и развлекательных дело должно быть решено по формуле: максимум познавательного и минимум развлекательного. Особое место в подготовке экскурсии имеет вопрос о легендах. В экскурсиях могут быть использованы только легенды.

    По своему содержанию оба текста (контрольный и индивидуальный) совпадают. А это означает, что при наличии правильно составленного контрольного текста у всех экскурсоводов, освоивших данную тему, экскурсии бывают "стандартны". Они одинаковы по своему содержанию, совпадают в оценках исторических событий и фактов в выводах, которые делают по отдельным подтемам и по теме в целом.

    Проводя анализ одного и того же зрительного объекта, экскурсоводы показывают и рассказывают одно и то же. В этом состоит смысл контрольного текста как эталона.

    Однако при равном содержании экскурсоводы могут использовать разные обороты речи, могут излагать рекомендуемые факты, цифры и примеры в иной последовательности. Индивидуальность экскурсии состоит и в том, что у экскурсоводов, ведущих экскурсию на одну тему, может быть различная степень эмоциональности. Они могут, находясь у одного и того же объекта, использовать различные приемы показа и формы рассказа. Одно и то же положение может быть раскрыто на разных примерах. Текст следует писать от первого лица и выражать свою индивидуальность.

    Рассказ и индивидуальный текст

    Успех рассказа зависит от того, насколько индивидуальный текст приближен к общепринятой речи, как в нем учтены речевые особенности того конкретного экскурсовода, которому этот текст принадлежит. "Степень воздействия на наше сознание различных текстов зависит от многих причин и условий (логика, доказательность, новизна темы и информации, психологическая установка автора на воздействие или ее отсутствие и т. д.)". Однако не меньшую роль играет речь, ее свойства, структура, особенности.

    Для индивидуальных текстов почти всех экскурсоводов на одну и ту же тему характерно сходство в содержании и изложении материала, в оценке исторических событий, фактов и примеров. Однако рассказы всех экскурсоводов индивидуальны. В чем находит свое выражение индивидуальность экскурсовода? Все экскурсоводы, проводя экскурсии по одной теме, рассказывают одно и то же, но говорят по-разному. Их рассказ по содержанию одинаков, а по форме, использованию словарного запаса, эмоциональному уровню различен.

    Методика требует от экскурсовода, чтобы он при составлении индивидуального текста помнил о существенной разнице между речью лектора и экскурсовода.

    В ходе экскурсии экскурсовода "торопят" объекты, которые необходимо показать группе. Два-три часа, отведенные на экскурсию, пребывание экскурсантов на ногах и на открытом воздухе вынуждают экскурсовода говорить кратко, четко характеризовать находившиеся перед группой памятники, сжато рассказывать о связанных с ними событиях.

    Продолжительность рассказа не должна превышать времени, какое памятник способен приковать к себе внимание экскурсантов. Чаще всего это пять-семь минут. Если это время не соблюдается, то никакая живость рассказа, никакие методические приемы не способны восстановить внимание экскурсантов. Не случайно в методической литературе используется термин "язык объекта". Одна из задач экскурсовода состоит в том, чтобы заставить "заговорить" объект.

    Техника использования индивидуального текста

    Экскурсовод так же, как лектор, может во время экскурсии пользоваться своим индивидуальным текстом. Для удобства пользования им рекомендуется перенести содержание рассказа на специальные карточки, где записываются краткие данные об объекте, основные мысли рассказа, отдельные цитаты, исторические даты. По каждой подтеме заполняется несколько карточек (обычно по числу основных вопросов).

    Используя карточки, экскурсовод не читает их содержание в ходе экскурсии, а лишь заглянув в них, припоминает содержание рассказа. Если в экскурсии появляется значительный перерыв между объектами, экскурсовод может еще раз посмотреть карточки, освежить в памяти материал рассказа. Чаще всего карточки в качестве конспекта рассказа используют при подготовке к экскурсии. Исключения составляют те карточки, на которые занесены цитаты и большие отрывки из художественных произведений, содержание которых составляет основу приема литературного монтажа. На экскурсии они зачитываются полностью.

    Карточка должна быть удобной для использования. Рекомендуется небольшой размер, примерно четверть листа плотной писчей бумаги, пригодной для длительного применения. Карточки имеют порядковые номера и складываются перед экскурсией с учетом последовательности раскрываемых подтем.

    Использование на экскурсии карточек является правом каждого экскурсовода, но с приобретением опыта у них отпадает в этом необходимость. То, что карточки находятся под рукой и могут быть в нужный момент использованы, придает экскурсоводу уверенность в своих знаниях.

    Наличие индивидуального текста не означает, что он весь должен заучиваться наизусть и доноситься до экскурсантов слово в слово.

    Логические переходы

    Перед создателями экскурсии стоит задача связать содержание всех подтем в единое целое. Она решается с помощью логических переходов , которые должны рассматриваться как важная, хотя и не имеющая самостоятельного значения, часть экскурсии. Хорошо составленные логические переходы придают экскурсии стройность, обеспечивают последовательность в изложении материала, являются гарантией того, что следующая подтема будет восприниматься с интересом.

    Часто в экскурсиях при переходе от одой подтемы к другой пользуются формальными (конструктивными) переходами . Формальным называется такой переход, который не связан с содержанием экскурсии и не является "переходным мостиком" от одной части экскурсии к другой. (Например, "А теперь проедем по площади", "Сейчас мы с вами последуем дальше", "Давайте осмотрим еще одно примечательное место"). Не следует, однако, отрицать правомерность использования таких переходов вообще и считать их одной из ошибок в экскурсионной работе.

    В тех случаях, когда передвижение между объектами занимает считанные секунды, такие переходы неизбежны: (Например, "Теперь посмотрите сюда" или "Прошу обратить внимание на памятник, расположенный рядом"). Такие переходы неизбежны при осмотре экспозиций в музеях и на выставках, где залы, тематические разделы и отдельные стенды, посвященные различным подтемам, расположены неподалеку друг от друга. Конструктивный переход, не являясь "переходным мостиком" между подтемами, нацеливает экскурсантов на ознакомление со следующим объектом.

    Более эффективен логический переход, увязанный с темой экскурсии . Такой переход может начаться до передвижения группы к следующей остановке или может закончиться уже на остановке около объекта. Логический переход диктуется не столько особенностями экскурсионного объекта, сколько содержанием самой экскурсии, той подтемы, после которой делается этот переход.

    Длительность логического перехода обычно равна по времени переезду (переходу) группы от объекта к объекту, но она может быть и больше и меньше.

    Прием (сдача) экскурсии

    При положительной оценке контрольного текста и методической разработки экскурсии, а также при наличии укомплектованного "портфеля экскурсовода" и карты-схемы маршрута назначается дата приема (сдачи) новой экскурсии. Сдача экскурсии поручается руководителю творческой группы. В случае его отсутствия по болезни или по другим уважительным причинам экскурсию сдает один из членов творческой группы. В приеме (сдаче) экскурсии принимают участие руководители экскурсионного учреждения, методические работники, члены творческой группы и методической секции, где готовилась экскурсия, а также руководители других секций.

    Прием (сдача) экскурсии носит деловой характер, проводится в форме творческой дискуссии, обмена мнениями, выявления недочетов. Участники приема экскурсии должны быть предварительно ознакомлены с ее контрольным текстом и методической разработкой, схемой маршрута, содержанием "портфеля экскурсовода", списком использованной литературы и т. д.

    Утверждение экскурсии

    При положительном заключении о контрольном тексте и методической разработке, а также на основании расчета стоимости и определения нормы прибыли новой экскурсии руководителем экскурсионного учреждения издается приказ об утверждении новой экскурсионной темы и списка экскурсоводов, допущенных к ее проведению.

    До работы допускаются экскурсоводы, принимавшие активное участие в разработке темы и прослушанные на маршруте или в ходе собеседования. Заключение по собеседованию делает методист экскурсионно-методического отдела.

    Все другие экскурсоводы, в дальнейшем самостоятельно подготовившие данную тему, проводят пробную экскурсию в обычном порядке. Экскурсоводы (независимо от стажа работы) к проведению экскурсии на новую для них тему допускаются только при наличии у них индивидуального текста после прослушивания и издания соответствующего приказа.

    Выводы

    Обязательная документация по теме. Подготовка новой экскурсионной темы представляет сложный процесс. Эта работа считается завершенной, когда подготовленными будут все необходимые документы. Документация по экскурсионным темам хранится в методическом кабинете.

    Таблица 2.2.

    Документация, необходимая для каждой темы

    № п/п Название документа Содержание документа
    1 Список литературы по теме Перечисляются все книги, брошюры, статьи, которые были использованы при подготовке данной экскурсии
    2 Карточки (паспорта) объектов, включенных в маршрут Сведения, характеризующие экскурсионный объект. Вид памятника, его наименование, событие с которым он связан, место нахождения, краткое описание, авторы и время создания объекта, источники
    3 Контрольный текст экскурсии Подобранный и выверенный по источникам материал, раскрывающий тему. Содержание текста раскрывает подтемы и основные вопросы, служит основой вступления, заключения, логических переходов
    4 Индивидуальные тексты экскурсоводов Материал, изложенный конкретным экскурсоводом в соответствии с методической разработкой, структурой экскурсии, ее маршрутом. Дает характеристику объектов и событий
    5 Схема (карта) маршрута На отдельном листе показан путь следования группы. Обозначены начало и конец маршрута, объекты показа, места для их наблюдения, остановки для выхода группы к объектам
    6 «Портфель экскурсовода» Папка с фотографиями, схемами, картами, чертежами, рисунками, репродукциями, копиями документов, образцы продукции предприятий, другие наглядные пособия
    7 Методическая разработка на тему Рекомендация по проведению экскурсии. Называются методические приемы показа и рассказа, определяется последовательность демонстрации объектов, наглядных пособий, техника ведения экскурсии с учетом дифференцированного подхода к экскурсантам
    8 Материалы экскурсии Материалы
    Загрузка...