instargramm.ru

Виды социальных сетей. Социальная сеть: понятие, виды, основные принципы и особенности Соцсети с самой активной аудиторией

Сегодня соцсети настолько прочно укоренились в нашей жизни, что состав пятерки самых популярных социальных площадок практически не меняется из года в год. Тем не менее, масштабы проникновения и использования этих соцсетей отличаются в зависимости от географии и демографических факторов. Понимание этих различий играет большую роль при нацеливании на конкретную аудиторию. Сравнивая самые популярные соцсети, важно обращать внимание не на количество зарегистрированных аккаунтов, а на число активных пользователей. Из обзора вы узнаете, какие соцсети растут быстрее остальных, а какие сейчас находятся в упадке.

Самые популярные социальные платформы

Диаграмма, подготовленная аналитическим агентством Statista, дает четкое представление о количестве активных пользователей (в миллионах) в самых популярных социальных сетях мира. Возглавляет список Facebook. Едва ли это может кого-то удивить. Facebook занимает большую часть рынка благодаря более 2 млрд активных пользователей. В январе 2017 года самым ближайшим конкурентом гиганта был WhatsApp, который также принадлежит корпорации Facebook. Тогда он находился на втором месте. Сегодня же на второй строчке с 1,5 млрд активных пользователей расположился YouTube. Facebook Messenger и WhatsApp занимают третье и четвертое места соответственно.

За ними следуют платформы, большая часть аудитории которых находится на территории Азиатско-Тихоокеанского региона. Это QQ, WeChat и Qzone (с более 600 млн активных пользователей). Это показывает, что в странах АТР есть целый ряд популярных социальных медиа. После них мы видим кластер популярных преимущественно на Западе площадок — Tumblr, Instagram и Twitter.

А что же в России?

В России проникновение соцсетей оценивается в 47%, аккаунты в них имеют 67,8 млн россиян. По данным Statista, активнее всего в РФ используют YouTube (63% опрошенных), второе место занимает ВКонтакте — 61%. Глобальный лидер Facebook лишь на четвертой строчке с показателем в 35%. Среди мессенджеров доминируют Skype и WhatsApp (по 38%).

Социальные сети, которые растут быстрее других

Маркетологи обычно отводят на SMM не очень много времени. В какой же соцсети сконцентрировать усилия? Twitter, которому с 2010 по 2017 год удалось собрать аудиторию в 313 миллионов пользователей, показал самые медленные темпы роста в сравнении с его крупнейшими конкурентами Facebook, WhatsApp и китайской WeChat. Основанный в 2013 году Instagram уже к 2014 году переплюнул Twitter по размеру аудитории.

Новое исследование от Statista показало, что в 2017 году Twitter сильно отстал от соперников. Он продемонстрировал самый низкий прирост ежемесячной активной аудитории, который с 3 квартала 2015 года по 3 квартал 2017 года составил всего 23 миллиона. Facebook меж тем разросся на 461 миллион.

Как пользователи взаимодействуют с брендами в соцсетях

Знать, как вести себя и какие публикации делать в соцмедиа, также немаловажно, поскольку это формирует образ вашего бренда и, как следствие, стимулирует пользователей покупать ваши продукты или наоборот отписываться от ваших групп. Социальные сети все больше используют как платформы для работы с клиентами, где клиенты, существующие и потенциальные, хотят получить ответы на свои вопросы в режиме реального времени. Из диаграммы, взятой из отчета Sprout Social, видно, что 48% пользователей можно склонить к покупке, быстро отвечая на вопросы в группе. 46% положительно реагируют на акции, а 42% могут выбрать товар бренда, если на его странице представлен образовательный контент. 27% из опрошенных пользователей признались, что захотят совершить покупку, если им показать материалы, который обычно остаются за кадром.

Половина участников опроса Sprout Social заявили, что они отпишутся от сообщества бренда, если там опубликую вызывающие у них раздражение материалы, а 27% сообщили, что отметят бренд и его страницу как спам и заблокируют ее. Именно поэтому для охвата и вовлечения ваших потенциальных клиентов так важно публиковать релевантные и интересные материалы, которые находят отклик у вашей целевой аудитории.

Соцсети с самой активной аудиторией

Важным фактором, который влияет на то, сколько времени нам следует уделить SMM в определенной социальной сети, является уровень вовлеченности аудитории. Здесь опять доминирует Facebook, где также наблюдается самая высокая вовлеченность по времени, если верить данным, полученным аналитической компанией comScore в результате изучения группы потребителей из США.

Успехи Facebook поражают. В дополнение к тому, что соцсеть сама по себе занимает верхнюю строчку, другие платформы, принадлежащие корпорации, также оккупировали второе и третье место. Уровень проникновения Facebook Messenger составляет 47%, а Instagram следует прямо за ним.

Из свежих данных от Pew Internet, приведенных на диаграмме ниже, мы можем видеть, что Facebook лидирует и по количеству активной аудитории в сутки. 76% пользователей заходят в соцсеть каждый день, в Instagram этот показатель равен 51%. Только 42% пользователей Twitter заглядывают туда ежедневно, что почти вполовину меньше, чем у Facebook.

Средняя дневная продолжительность пользования соцсетями в США составляет 2 часа 1 минуту, в России пользователи проводят на соцплощадках немного больше времени — 2 часа 19 минут.

Коэффициенты вовлеченности в разных соцсетях

Аналитическая маркетинговая компания TrackMaven проанализировала 51 миллион постов различных компаний из 130 отраслей, чтобы узнать, в каких социальных сетях самый высокий коэффициент вовлеченности. Результаты показали, что абсолютным лидером по вовлеченности на 1000 подписчиков является Instagram. Это настолько выше показателей других соцсетей, что пришлось составить отдельную диаграмму, чтобы проиллюстрировать разницу между Facebook, LinkedIn и Twitter.

Как видно из второго графика, Facebook значительно опережает Twitter и LinkedIn. Причиной тому является в большей степени то, что в Twitter публикуют больше постов, потому что здесь нет алгоритма, позволяющего демонстрировать контент лишь небольшой части аудитории. Из-за этого брендам приходится засыпать свои ленты постами, чтобы пробиться через информационный шум. Это, в свою очередь, снижает уровень отклика на публикации. Ниже представлено среднесуточное количество постов на аккаунт в трех соцсетях.

Общая статистика использования социальных сетей по всему миру

Каждый год WeAreSocial обновляет свой всеобъемлющий статистический отчет Global Digital Report, в котором собраны полезные данные о социальных медиа по всему миру. Из него можно узнать, насколько по-разному социальными площадками пользуются в разных частях света. Удивление вызывает тот факт, что западные страны серьезно отстают по темпам проникновения соцсетей.

Ниже приведены основные выводы проведенных исследований.

  • Количество интернет-пользователей в 2018 году достигло 4,021 млрд человек, что на 7 процентов больше в сравнении с данными год назад.
  • Аудитория социальных сетей в 2018 году насчитывает 3,196 млрд человек — на 13% выше прошлогодней цифры.
  • Число пользователей мобильных телефонов составляет 5,135 млрд человек, это означает плюс 4% к значению прошлого года.

Цифры стремительно растут, особенно это касается активных пользователей соцсетей с мобильных устройств — уровень проникновения 39%, что на 5% больше, чем в 2017 году.

Если говорить о структуре веб-трафика в зависимости от типа устройств, то больше всего трафика генерируют мобильные пользователи (52%, что на 4% выше, чем в прошлом году). С десктопов посещают лишь 43% всех веб-страниц, это на 3% ниже прошлогоднего значения.

Северная, Западная и Южная Европа, а также Северная Америка могут похвастаться самым высоким уровнем проникновения интернета — 74%—94% всего населения пользуются всемирной сетью. В России интернетом пользуются 110 млн человек — 76% всего населения.

Прирост глобальной аудитории соцсетей с января 2017 года составил 13%. Самый быстрый рост количества пользователей отмечается в Саудовской Аравии. С января 2017 года их число увеличилось на 32%, средний общемировой показатель — 17%. Среди других стран с самыми высокими показателями прироста Индия, Индонезия и Гана. Причиной скачка стало развитие технологий, что упростило населению доступ к социальным площадкам. Медленнее всего соцсети росли в ОАЭ, Южной Корее и Великобритании — <5%. В России пользователей соцсетей стало на 8 826 000 человек больше (+15% к прошлогоднему значению).

Поскольку самая большая доля пользователей приходится на Facebook, было бы полезно знать, как публикуемый вами контент проявит себя в этой соцсети и какие функции использовать, чтобы увеличить его охват. По статистике соцсети средний охват публикации составляет 10,7%, при этом органические посты имеют 8% (органический охват в России составляет 11,3%), а у платных постов это значение равно 26,8% (27,4% в России). Органические и оплачиваемые посты в Facebook имеют огромный потенциал. Важно грамотно таргетировать публикации, чтобы получать качественные лиды.

Более полное представление о состоянии глобального цифрового рынка в 2018 году вы можете получить, изучив наш обзор Интернет 2017-2018 в мире и в России: статистика и тренды , который мы подготовили на основе исследования Global Digital 2018.

Популярность социальных сетей по странам

График из отчета GlobalWebIndex ниже, составленный на основании опроса интернет-пользователей, прекрасно отражает популярность различных соцсетей по странам. Индонезия, Филиппины, Мексика, Индия и Бразилия входят в десятку самых активных аудиторий каждой из соцсетей, и значительно опережают США, Великобританию и страны Европы.

Из четырех представленных соцсетей (Facebook, YouTube, Twitter и Google+) россияне активнее всего заходят в видеосервис. Twitter и Google+ сравнительно часто используют лишь 20% наших соотечественников, а Facebook регулярно просматривают чуть более 40%.

Демографическая статистика использования социальных сетей

Как видно из графика, в разных возрастных группах наблюдается похожая структура использования социальных сетей. Это говорит о том, что соцсети достигли той стадии зрелости, когда с их помощью можно достучаться до всех демографических групп независимо от возраста и пола. Исключениями являются Instagram и Tumblr с более молодой аудиторией.

Стратегии взаимодействия с аудитории социальных сетей

По данным исследования The State of Social 2018, 96% брендов имеют представительство в Facebook.

При этом только у половины опрошенных есть задокументированная SMM-стратегия. Крупный бизнес немного ответственнее относится к этому вопросу, нежели небольшие компании (60% заявили, что такой документ у них имеется).

Если говорить о типах контента, публикуемого брендами, то лидируют изображения, ссылки и тексты. Несмотря на то, что видеопосты, как правило, получают наибольший отклик, видео-контент занимает здесь лишь четвертую строчку. Это связано прежде всего со сложностью создания таких материалов.

В конце 2017 года Smart Insights совместно с Clutch провели опрос среди представителей бизнеса, в котором поинтересовались, какие из соцсетей представляют для них наибольшую ценность. Выяснилось, что среди B2C-компаний самой эффективной считается Facebook (93% респондентов), а большинство компаний сегмента B2B предпочитают LinkedIn (93%).

Ценность социальных сетей для брендов в 2018 году

  1. Если вы считаете, что ваша ЦА не сидит в соцсетях, вы заблуждаетесь.

Через социальные сети можно достучаться до любой аудитории, независимо от пола, возраста, социального положения. 98% процентов онлайн-потребителей зарегистрированы в соцсетях, довольно большая их часть — это взрослые люди 55-64 лет.

  1. Треть всего времени в интернете люди посвящают социальным сетям.

Среднестатистический пользователь проводит 2 часа 15 минут в сутки, листая ленту и общаясь на социальных площадках, а молодежь 16-24 лет — почти три часа. Если вы не рассматриваете SMM в качестве канала для привлечения клиентов, то вы добровольно уступаете конкурентам внимание вашей целевой аудитории.

  1. Половина всех пользователей соцсетей подписаны на страницы брендов.

4 из 10 интернет-пользователей подписаны на страницы любимых компаний в социальных сетях, а четверть подписываются на бренды, когда планируют что-то купить. Люди положительно относятся к такому контенту, поэтому активное присутствие в соцмедиа представляет большую ценность для компаний.

  1. Социальные сети — главный источник информации для потребителей.

Люди в возрасте 16-24 лет предпочитают искать информацию о брендах в соцсетях, а не в поисковиках. Четверть пользователей этой возрастной группы признаются, что большое количество лайков на странице бренда может склонить их к покупке. В группе 35-44 лет о том же заявили 20% опрошенных. Социальная коммерция может считаться одним из основных каналов получения прибыли, а значит, важно диверсифицировать усилия, а не делать ставку лишь на рекламу.

  1. Просмотр видео — любимое занятие в соцсетях.

Facebook — самая крупная соцсеть по численности пользователей, но по посещаемости первое место занимает YouTube и причина именно в видео. Видеопосты получают самый активный отклик, и именно поэтому передовые бренды постоянно публикуют ролики на своих страницах.

При подготовке статьи использованы следующие материалы:

  1. Обзор Global Social Media Research Summary 2018, составленный компанией Smart Insights
  2. Отчет The State of Social 2018, подготовленный Social Media Week
  3. Статья The Biggest Social Media Trends Shaping 2018, опубликованная в блоге GlobalWebIndex
  4. Исследование Social Networks Study: How social networks were used in 2017 аналитического агентства Metricool
  5. Пакет отчетов Global Digital 2018, составленный аналитическим агентством WeAreSocial

Хотите заказать ведение сообществ вашей компании в социальных сетях? Свяжитесь с нами по телефону:

Татьяна Котова, редактор-фрилансер, специально для блога Нетологии написала колонку о том, как создавать контент, учитывая особенности разных .

Компании, продвигающие свои товары и услуги в Инстаграме, Фейсбуке и ВКонтакте, редко создают разный контент для разных социальных сетей, так как это требует дополнительных усилий и времени. Однако у каждой соцсети свои особенности и чтобы получить необходимый отклик, контент нужно адаптировать.

Все различия можно разделить на две категории:

  • разница в оформлении,
  • разница в содержании.

Разница в оформлении

Размеры фотографий и максимальное количество знаков в тексте для каждой соцсети разные. Есть мнение, что использование оптимального размера контента, увеличивает естественный охват поста. Алгоритм показа публикаций, встроенный в соцсеть, считает, что такая публикация более качественная.

Инстаграм

В Инстаграме первое, что видит пользователь — это картинка. Именно благодаря ей человек принимает решение, читать ли дальше ваш пост. Поэтому она должна быть качественной и иметь отношение к содержанию текста.

Для правильного отображения квадратных фотографий нужен размер 1080×1080 пикселей. Для вертикальных — 1080×1350 пикселей, а для горизонтальных — 1080×566 пикселей.

При загрузке видео учитывайте, что его длительность не может превышать 1 минуту. Минимальное разрешение: 600×600 пикселей для квадратного видео в и 600×315 пикселей для пейзажного.

Количество текста в посте ограничено 2200 символами. Если описание длиннее, можно добавить вторую часть в комментарии, а лучше — сократить или сделать две публикации.

Фейсбук

В Фейсбуке можно размещать публикации без фотографии, но в таком случае пост получает меньший охват.

Если загружаете своё фото, то оптимальный размер — 1200×630 пикселей. Если расшариваете ссылку, то размер картинки должен быть 1200×627 пикселей.

В Фейсбуке есть требования и к видео: длительность не более 120 минут, а размер файла не более 4 ГБ.

Текстовое описание поста в Фейсбуке ограничено 63206 знаками с пробелами. Но есть исследование , согласно которому у поста с описанием до 80 знаков, охват будет лучше на 66%, а посты до 120 знаков имеют более высокий показатель кликабельности CTR.

ВКонтакте

Оптимальный размер картинки во ВКонтакте — 700×500 пикселей. Картинка к внешним ссылкам должна быть 537×240 пикселей.

Если загрузить картинку меньшего размера, соцсеть её растянет, если большего размера — сожмёт. В обоих случаях картинка исказится и будет хуже выглядеть.

Чтобы загрузить видео во ВКонтакте, его объем не должен превышать 2 ГБ.

Во ВКонтакте можно использовать хэштеги, однако есть данные, что если их более 10, система их проигнорирует.

Разница в содержании

В разных соцсетях популярен разный контент. Аудитория в Инстаграме, Фейсбуке и Вконтакте отличается по возрасту, полу, географии и социальному статусу. Соответственно интересы и потребности у пользователей тоже разные.

Инстаграм

Аудитория Инстаграма на 79% состоит из женщин и на 21% из мужчин, средний возраст от 16 до 34 лет.

В Инстаграм люди приходят за вдохновением, поэтому красивая картинка очень важна. Она привлекает внимание, побуждает пользователя читать текст и подписываться на аккаунт.

Так как основная часть аудитории — молодые женщины, то и интересы у них соответствующие: мода, красота, спорт, дети, здоровье, карьера.

Большой популярностью пользуются фотографии, показывающие обычную жизнь, каждодневную рутину, но при этом красиво. Пользователи с удовольствием лайкают и комментируют такие посты.

Фейсбук

Аудитория Фейсбука на 58% состоит из женщин и на 42% из мужчин.

Фейсбук — любимая площадка для профессиональных сообществ, людей творческих профессий, дизайнеров, IT-специалистов. Эту соцсеть любят предприниматели, которые используют её в качестве платформы для обмена профессиональным опытом.

Аудитория Фейсбука — люди прогрессивные, образованные, следят за тенденциями в бизнесе и в моде. Любят делиться информацией, не бояться высказывать своё мнение, активно участвуют в жизни общества и страны.

Поэтому в Фейсбуке популярен контент на острополитические и социальные темы, авторские комментарии к важным инфоповодам, рекомендации и лайфхаки по развитию бизнеса и карьеры, по улучшению профессиональных навыков. Любые статьи, несущие пользу, будут с радостью восприняты аудиторией: ими будут делиться, их будут комментировать. Хорошо делать провокационным первый абзац и оставлять вопрос в конце поста, чтобы вовлекать пользователей в обсуждение.

ВКонтакте

Во ВКонтакте зарегистрировано 57% женщин и 43% мужчин. Средний возраст — от 13 до 34 лет.

Если в Фейсбук люди приходят пообщаться на серьёзные темы, обсудить бизнес-проблемы, то во Вконтакте — поболтать с друзьями и расслабиться: послушать музыку, посмотреть видео, поиграть в игры. У этой соцсети много разных возможностей и функций, наверное, поэтому она так популярна среди студентов и школьников.

Помимо развлекательного контента, во ВКонтакте пользуются популярностью подборки музыки и фильмов, притчи, цитаты. Пользователи этой социальной сети также любят пользу, поэтому не забывайте о ней при создании своих публикаций.

Посты с внешними ссылками плохо индексируются умной лентой. Более того, любой пользователь может отключить показ репостов в настройках своей страницы. Поэтому старайтесь не делать репосты или дополняйте их своими комментариями.

Чтобы сделать эффективный пост во ВКонтакте, публикуйте лёгкий, неострый контент, играйте в игры и устраивайте опросы.

Выводы

  1. Делайте разные публикации для разных соцсетей, чтобы увеличить интерес аудитории к вашим постам.
  2. В зависимости от соцсети подберите качественную фотографию нужного размера.
  3. Помните, что у каждой соцсети есть ограничения по количеству знаков под постом.
  4. Создавая контент, учитывайте различие в интересах и потребностях ваших подписчиков в разных соцсетях.

УДК 004.738.5

© К.С. Вебер, А.А. Пименова

Термин «социальная сеть» был впервые введен Джеймсом Барнзом (James Bames) в 1954 г. в работе «Классы и собрания в норвежском островном приходе». Социальная сеть (от англ. social networking service) - платформа, онлайн-сервис или веб-сайт, предназначенные для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений, визуализацией которых являются социальные графы. Характерной особенностью социальных сетей является то, что их контент наполняется самими участниками сети, и наличие явно установленных связей между участниками.

На сегодняшний день существует огромное количество разнообразных онлайн-сервисов, которые подходят под понятие «социальная сеть». К ним относятся: Facebook, Twitter, ВКонтакте, Мой Мир, Instagram, Одноклассники, Фотострана, YouTube, LiveJournal, Дневник.ру, Привет.ру, Qzone, Mixi и мн. др.

По данным опроса «Сервиса онлайн-опросов «Глас Рунета» , в котором приняли участие более 2000 активных пользователей Рунета, в т. ч. 86 % проживающих в России и 14 % за рубежом, большинство (66 %) опрошенных знают о существовании в Интернете социальных сетей и пользуются их возможностями. Среди тех, кто знает о существовании социальных сетей, лишь 10 % не пользуются ими. Особенно активно возможности социальных сетей использует молодежь в возрасте от 16 лет. По данным исследовательского холдинга Ромир , самыми известными социальными сетями в России являются «Одноклассники», «ВКон-

такте», «Мой Мир», причем «ВКонтакте» отличается более молодой аудиторией: доля респондентов от 18 до 24 лет в этой сети составляет 85 %. «ВКонтакте» является лидером по активности посещения проекта: 45 % зарегистрированных на этом портале пользователей посещают его ежедневно, а 70 % - чаще одного раза в день; каждый третий участник «ВКонтакте» тратит на одно посещение более получаса своего времени.

На рис. 1 представлены данные TNS Web Index за май 2013 г., которые показывают, что самая популярная социальная сеть - «ВКонтакте», за месяц ее посещают порядка 50 млн человек. На втором месте - «Одноклассники» с 43 млн ежемесячных посетителей.

«ВКонтакте» - крупнейшая в Рунете социальная сеть. Создана в 2006 г. Основатель - Павел Дуров. Пользователям «ВКонтакте» доступны следующие возможности: создавать профиль с информацией о себе, управлять настройками доступа к информации на своей странице, взаимодействовать с другими пользователями приватно (через личные сообщения) и публично (с помощью записей на «стене», а также через механизм групп и встреч), отслеживать через ленту новостей активность друзей и сообществ. Также пользователь может оставлять комментарии под уже опубликованным контентом. К своим сообщениям можно «прикреплять» фотографии, аудиотреки и видеозаписи, граффити и опросы.

Соц. сеть Функции ВКонтакте Одноклассники LiveJournal Facebook Twitter

Фотографии + + + + +

Сообщения + + + + +

Стена + + + + +

Видеозаписи + + + + +

Аудиозаписи + + - + -

Заметки + - - + -

Группы + + + + -

Новости + + + + +

Встречи + - - + -

Приложения + + - + -

Документы + - - + -

Статусы + + - + -

Подписки + - - + +

Друзья + + + + -

Видеозвонок + + - + -

Составление опросов + + + + -

«Одноклассники» - мультиязычная социальная сеть, используемая для поиска одноклассников, однокурсников, а также родственников и общения с ними. Проект запущен 4 марта 2006 г., его автором является российский веб-разработчик Альберт Попков. Пользователям доступен довольно большой круг возможностей: создание личных профилей, обмен сообщениями, добавление фотографий, музыки, видеороликов. Также есть ряд дополнительных функций, таких как обмен подарками, оценивание фотографий и др.

Facebook («Фейсбук») - в настоящее время самая крупная социальная сеть в мире. Была основана в 2004 г. Марком Цукербергом и его соседями по комнате во время обучения в Гарвардском университете -Эдуардо Саверином, Дастином Московицем и Крисом Хьюзом. Facebook позволяет создать профиль с информацией о себе, приглашать друзей, обмениваться с ними сообщениями, изменять свой статус, оставлять сообщения на своей и чужой «стенах», загружать фотографии, создавать фотоальбомы, добавлять видеозаписи, создавать сообщества по интересам.

Пользователь может контролировать уровень доступа к информации, опубликованной в его профиле, и определять, кто имеет доступ к той или иной части страницы.

«Живой Журнал», ЖЖ (англ. LiveJournal, LJ) -блог-платформа для ведения онлайн-дневников, а также отдельный персональный блог, размещенный на этой платформе. Службу открыл 18 марта 1999 г. американский программист Брэд Фицпатрик. «Живой Журнал» предоставляет возможность публиковать свои и комментировать чужие записи, вести коллективные блоги, добавлять в друзья других пользователей и следить за их записями в «ленте друзей».

Твиттер (англ. Twitter) - система, позволяющая пользователям отправлять короткие текстовые заметки (до 140 символов), используя веб-интерфейс, SMS, средства мгновенного обмена сообщениями или сторонние программы-клиенты. Характерной особенно-

стью Твиттера является публичная доступность размещенных сообщений.

Сегодня социальные сети используются не только для развлечения и общения. Они активно используются, например, в бизнесе, однако мы исследуем роль социальных сетей в образовании. Рассмотрим функции и возможности пяти самых распространенных в России социальных сетей с точки зрения их использования в образовании (табл. 1).

Как видно из табл. 1, современные социальные сети обладают обширными возможностями, которые позволяют адаптировать их для образовательных целей. Многие крупные высшие учебные заведения России уже имеют свои профили и страницы в социальных сетях. Наибольшее количество функций предоставляют социальные сети ВКонтакте, Одноклассники и Facebook. Twitter и LiveJournal полезны тем, что они пользуются популярностью у различных пользователей: у школьников, студентов, бизнесменов, знаменитостей и представителей государственной власти.

2. Можаева Г.В., Фещенко А.В. Использование виртуальных социальных сетей в учебном процессе // Современное образование: содержание, технологии, качество: 17 Междунар. науч.-метод. конф. СПб.: С.-Пб. гос. электротех. ун-т «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина), 2011. С. 102-103.

Weber K.S., Pimenova A.A. COMPARATIVE ANALYSIS OF SOCIAL NETWORKS

The term “social network” is considered, the most popular social networks in Russia are listed, and their characteristics are given. The features and functions of social networks from the point of view of their use for educational purposes are discussed.

Key words: social network; social services; social network analysis.

Вебер Ксения Сергеевна, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, студентка института математики, физики и информатики, e-mail: [email protected]

Weber Kseniya Sergeyevna, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Student of Mathematics, Physics and Informatics Institute, e-mail: [email protected]

Пименова Анастасия Александровна, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, студентка института математики, физики и информатики, e-mail: [email protected] Pimenova Anastasia Aleksandrovna, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Student of Mathematics, Physics and Informatics Institute, e-mail: [email protected]

Самым современным средством организации образовательного процесса, педагогического общения, повышение профессионального уровня является телекоммуникационная технология Веб 2.0. Это новый виток развития Интернета, на котором основная ставка делается на социализацию, приближение его к конечным пользователям, объединение людей, развитие онлайн-сервисов, упрощения процесса получения информации и работы с ней.
Появление термина Веб 2.0 принято связывать со статьей «Tim O’Reilly — What Is Web 2.0" от 30 сентября 2005 года, впервые опубликованной на русском языке в журнале "Компьютерра" № № 37 (609) и 38 (610) и затем представлена под заголовком "Что такое Веб 2.0" сайта "Компьютерра online". В этой статье Тим О’Рейли связал появление большого количества сайтов, объединенных некоторыми общими принципами, с общей тенденцией развития интернет-сообщества, и назвал это явление Веб 2.0, в противовес «старому» Веб 1.0. Веб 2.0 превращает информационные сети в социальные. Сближение сетевых коммуникаций с социальными (реальными) конкретизируется именно в Веб 2.0. Сеть, фактически становится социальным оператором, действует с помощью новых коммуникативных моделей, которые устанавливают контроль над всеми ее субъектами.
Термин был внедрен в 1954 году социологом из Манчестерского школы Джеймсом Барнсом. Он развил изобретенный еще в 30-е годы подход к исследованию взаимосвязей между людьми с помощью социограмм, т.е. визуальных диаграмм, в которых отдельные лица представлены в виде точек, а связи между ними — в виде линий. На этом подходе основана социометрия — психологический метод для выяснения распределения ролей в коллективе. Сформировался комплекс социологических и математических методов исследований, которые составляют научный фундамент современного анализа социальных сетей.
Социальная сеть — это социальная структура, состоящая из узлов, связанных между собой одним или несколькими способами посредством социальных взаимоотношений (примерами узлов могут быть отдельные люди, группы людей или сообщества). В обычном смысле этого слова социальная сеть — это сообщество людей, связанных общими интересами, общим делом или какими-то другими причинами для непосредственного общения.
Социальная сеть — множество социальных объектов и некоторое множество отношений на ней. Социальные объекты (actor) называют еще актерами. Метафора "социальная ткань " или "паутина отношений " использовалась социальными философами 19 и 20 веков. Историю научных исследований социальной сети принято отсчитывать с 1930-х, когда Дж. Морено опубликовал серию работ по социометрии. В лекциях А. Радклиф-Брауна получило развитие понятие социальной структуры как упорядоченного объединения частей в целое, устойчивого паттерна отношений между людьми.
Сначала интерес исследователей ограничивался связями между индивидами в малых группах. В 1950-е работы английских антропологов Дж. Барнеса и Э. Ботт привлекли внимание к более сложным социальным явлениям, связанным с принадлежностью к социальной сети. Так, С. Надялина выступил за то, чтобы единицами социальной структуры считать не индивидов, а социальные позиции, статусы, роли, группы и институты.
На сегодняшний день можно выделить два подхода в определении социальных сетей: 1) прикладной и 2) обще теоретический.
Первый подход распространен в экономической социологии и предназначен решать конкретные прикладные задачи. Здесь сеть — это неформальное объединение, противопоставляемое официальным взаимодействиям любого уровня. Сеть противопоставляется иерархии, а отношение координации — субординации.
Второй подход более теоретический и математический, он направлен на создание универсальной сетевой модели общества. Математическим базисом сетевого анализа является теория графов. В общем виде социальная сеть определяется как особый тип связей между узлами сети, которые отбираются в зависимости от целей построения конкретной сети.


Узел сети — главное понятие сетевого анализа социальной структуры, неделимая частица социального взаимодействия. В Интернете социальная сеть — это программный сервис, площадка для взаимодействия людей (индивидов, пользователей) в группе или в группах. Теоретически как социальную сеть можно рассматривать любое онлайновое сообщество, участники которого принимают участие, например, в обсуждениях на форуме. Социальная сеть также создается читателями тематического сообщества на сервисе блогов. Многие профессиональных сообществ превратились в инструмент поиска людей, рекомендации сотрудников и поиска работы. Социальные сети в их современном виде имеют целый ряд дополнительных возможностей по сравнению с созданными ранее инструментами общения пользователей.
Главной особенностью социальной сети является предоставленные услуги нового поколения, а именно инструменты поиска нужных контактов и установление связей между людьми. С помощью этих инструментов социальной сети каждый ее пользователь может создать свой виртуальный портрет — сформировать профайл, в котором указать подробно данные о себе, своем опыте работы, увлечения, интересы и цели. Наличие профайла уже позволяет использовать механизмы поиска единомышленников, единоверцев, коллег, людей, общение с которыми необходимо в работе и учебе. То есть участник сети получает якобы собственное "место жительства" в Интернете, причем даже близко не похоже на персональные сайты, так распространились на заре Интернета.
Уровень развития социальных сетей почти достиг своего пика, и в это время можно чуть ли не ежедневно наблюдать рождение новых социальных сетей. В последнее время это стали именно нишевые социальные сети. Довольно часто можно встретить интересные темы, иногда просто абсурдные. Эта тенденция была вызвана насыщением рынка общими сетями «для всех». Из наиболее интересных можно выделить такие проекты как MyChurch. com — социальная сеть для создания собственных церквей, Geni — Genealogy — Free Family Tree — сеть родственников, или рунетивски примеры: Мы помним … — социальная сеть памяти, DrugMe.ru — социальная сеть для больных и выздоравливающих; Однокамерники.su, Dodgeball, МойМир от Mail.ru. Есть мобильная версия в социальной сети ВКонтакте, Одноклассники.
В западных аналогов мобильные версии есть уже довольно давно. Сейчас тестируется одна из последних — мобильная версия профессиональной социальной сети LinkedIn.

Ключевые слова

ЛИЧНОСТЬ / СУБЪЕКТ / БЫТИЕ / СО-БЫТИЕ / АКТИВНОСТЬ / СУБЪЕКТНОСТЬ / ОБЩЕНИЕ / ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ / PERSONALIRY / SUBJECT / EXISTENCE / COEXISTENCE / ACTIVITY / SUBJECTIVITY / COMMUNICATION / VIRTUAL REALITY / SOCIAL NATWORKING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы - Рябикина Зинаида Ивановна, Богомолова Екатерина Ильинична

Современная психологическая наука о личности не обладает достаточно глубоко осмысленными данными о процессах, связанных с виртуализацией бытия . Необходимость научного осмысления феноменологии усиливающегося влияния виртуализации на личность , ее бытие и со-бытие , а так же выявления закономерностей ее направленности на подкрепление своей субъектности в виртуальном со-бытии обусловливает актуальность исследования. В статье представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи особенностей личности пользователя с характером ее активности в социальной сети Интернета. Определены критерии активности личности , а так же индикаторы субъектности активности личности в социальной сети . Установлено, что пользователи, различающиеся степенью активности и уровнем субъектности , обладают различными личностными характеристиками. Сформулированы и описаны проявления «характерологических дефицитарностей» как предпосылок зависимости личности от социальных сетей , тревожности и пассивности, снижения уровня самоактуализации и т.д.А так же «характерологических преимуществ», обусловливающих активность личности в сети (направленность на самоактуализацию, поиск дополнительных пространств бытия , которые личность преобразует в соответствии со своими смыслами). Полученные результаты расширяют имеющиеся психологические представления о качестве активности личности в социальной сети . Вносят вклад в практику применения теоретических конструктов субъектно-бытийного подхода в изучении личности как субъекта виртуального пространства бытия и со-бытия с Другими

Похожие темы научных работ по психологическим наукам, автор научной работы - Рябикина Зинаида Ивановна, Богомолова Екатерина Ильинична

  • Возможные изменения субъектной позиции личности в связи с нарастающей виртуализацией её бытия

    2013 / Рябикина З.И., Богомолова Е.И.
  • Личностная идентичность в условиях виртуализации бытия

    2014 / Богомолова Е.И.
  • Перспективы исследований личности с теоретико-методологических позиций психологии субъекта

    2013 / Рябикина З.И.
  • Концепция самопонимания личностью этнокультурной идентичности: субъектный подход

    2015 / Тучина Оксана Роальдовна
  • Развитие идей А. В. Брушлинскогов контексте субъектно-бытийного подхода

    2013 / Рябикина З.И., Фоменко Г.Ю., Ожигова Л.Н.
  • Перспективы исследования жизненного сценария личности в русле субъектно-бытийного подхода

    2016 / Петросьян С.Н.
  • Проблема субъектности человека в пространстве социокультурных детерминант

    2018 / Аполлонов И.А., Берберян А.С.
  • Отражение гендерной идентичности в автобиографиях мужчин и женщин

    2015 / Шахова Елизавета Михайловна
  • Школьная развивающая образовательная среда как важнейшее условие формирования у учащихся субъектных качеств

    2015 / Бондарева Анна Николаевна
  • Личность и ее бытие как предметная область психологии

    2016 / Петросьян Светлана Николаевна, Рябикина Зинаида Ивановна

Modern psychological science of the individual does not have deep enough meaningful data about the processes associated with the virtualization of being a personality. The need for scientific understanding of the phenomenology of the growing impact of virtualization on the personality of the society, its existence and co-existence, as well as identifying patterns of its focus on the reinforcement of its subjectivity in the virtual co-existence makes the relevance of research. The article presents the results of empirical studies on the relationship of personality characteristics by the nature of its activity in the social network of the Internet. The criteria of activity of the personality, as well as indicators of subjectivity in activity of the personality in the social network are determined. It is established that users with different levels of activity and the level of subjectivity , have different personality characteristics. Manifestations of "the deficit of character" as a prerequisite, depending on the individual social networks, anxiety and passivity, lowering of self-actualization, etc. are formulated and described, as well as "the benefits of character" that determine the activity of the individual network (direction of self-actualization, the search for additional spaces being that person converts in accordance with its internal sense). The results expand existing psychological representations about the quality of activity of the personality in the social network. They contribute to the practice of theoretical constructs of subject-existential approach to the study of personality as being the subject of virtual space and co-existence with the Others

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь личностных характеристик пользователей социальных сетей Интернета с особенностями их активности в сети»

УДК 159.923.2

19.00.00 Психологические науки

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ ИНТЕРНЕТА С ОСОБЕННОСТЯМИ ИХ АКТИВНОСТИ В СЕТИ

Рябикина Зинаида Ивановна Д.псих.н., профессор, заведующая кафедрой психологии личности и общей психологии РИНЦ БРГЫ-код=2178-6220 [email protected]

Богомолова Екатерина Ильинична

преподаватель кафедры психологии личности и

общей психологии

SPIN-^=1600-8604

bogomolova [email protected]

ФГБОУ ВПО Кубанский государственный

университет, Россия, 350040, Краснодар,

Ставропольская, 149

Современная психологическая наука о личности не обладает достаточно глубоко осмысленными данными о процессах, связанных с виртуализацией бытия. Необходимость научного осмысления феноменологии усиливающегося влияния виртуализации на личность, ее бытие и со-бытие, а так же выявления закономерностей ее направленности на подкрепление своей субъектности в виртуальном со-бытии обусловливает актуальность исследования. В статье представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи особенностей личности пользователя с характером ее активности в социальной сети Интернета. Определены критерии активности личности, а так же индикаторы субъектности активности личности в социальной сети. Установлено, что пользователи, различающиеся степенью активности и уровнем субъектности, обладают различными личностными характеристиками. Сформулированы и описаны проявления «характерологических дефицитарностей» как предпосылок зависимости личности от социальных сетей, тревожности и пассивности, снижения уровня самоактуализации и т.д. А так же «характерологических преимуществ», обусловливающих активность личности в сети (направленность на самоактуализацию, поиск дополнительных пространств бытия, которые личность преобразует в соответствии со своими смыслами). Полученные результаты расширяют имеющиеся психологические представления о качестве активности личности в социальной сети. Вносят вклад в практику применения теоретических конструктов субъектно-бытийного подхода в изучении личности как субъекта

Psychological science

INTERRELATION PERSONALITY CHARACTERISTICS OF USERS OF SOCIAL NETWORKS IN THE INTERNET WITH THE FEATURES OF THEIR NETWORK ACTIVITY

Ryabikina Zinaida Ivanovna Dr.Sci.Psy., professor, head of the Department of psychology of the personality and general psychology SPIN-code=2178-6220] [email protected]

Bogomolova Ekatherina Ilinichna

lecturer of the Department of psychology of the

personality and general psychology

SPIN-code= 1600-8604

bogomolova [email protected]

Kuban State University, Krasnodar, Russia

Modern psychological science of the individual does not have deep enough meaningful data about the processes associated with the virtualization of being a personality. The need for scientific understanding of the phenomenology of the growing impact of virtualization on the personality of the society, its existence and co-existence, as well as identifying patterns of its focus on the reinforcement of its subjectivity in the virtual co-existence makes the relevance of research. The article presents the results of empirical studies on the relationship of personality characteristics by the nature of its activity in the social network of the Internet. The criteria of activity of the personality, as well as indicators of subjectivity in activity of the personality in the social network are determined. It is established that users with different levels of activity and the level of subjectivity, have different personality characteristics. Manifestations of "the deficit of character" as a prerequisite, depending on the individual social networks, anxiety and passivity, lowering of self-actualization, etc. are formulated and described, as well as "the benefits of character" that determine the activity of the individual network (direction of self-actualization, the search for additional spaces being that person converts in accordance with its internal sense). The results expand existing psychological representations about the quality of activity of the personality in the social network. They contribute to the practice of theoretical constructs of subject-existential approach to the study of personality as being the subject of virtual space and co-existence with the Others

Научный журнал КубГАУ, №109(05), 2015 года

виртуального пространства бытия и со-бытия с Другими

Ключевые слова: ЛИЧНОСТЬ, СУБЪЕКТ, БЫТИЕ, Keywords: PERSONALIRY, SUBJECT,

СО-БЫТИЕ, АКТИВНОСТЬ, СУБЪЕКТНОСТЬ, EXISTENCE, CO- EXISTENCE, ACTIVITY,

ОБЩЕНИЕ, ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ, SUBJECTIVITY, COMMUNICATION, VIRTUAL

Современный человек живет в условиях быстро в изменяющейся реальности. Образ жизни человека, личностное бытие претерпевают изменения. Скорость этих изменений возрастает. Одним из мощных факторов, обусловливающих преобразования бытия личности является его виртуализация. Появление Интернета и социальных сетей привело к расширению коммуникативного поля личности, изменило характер общения, спровоцировало сопутствующие эффекты. Вместе с изменением возможностейкоммуникации изменяется и сама личность пользователя Интернет-услуг. Проблема виртуализации бытия современного человека и возникающие в связи с этим психологические проблемы являются важным полем научных изысканий (Асмолов А.Г., Асмолов Г.А., Войскунский А.В., Жичкина А. Е., Ю.П. Зинченко, И.П. Шкуратова, Ж. Ланье, У. Гибсон, Ж. Делез, Ж. Бодрийяр, М.Ю. Говорухина, Н. А. Носов, Turkle Sh., Viseu A., Albrechtslund A., Indalecio T., Shanyang Z., Grasmuck S., Martin

J.,Boyd D., Yong-Yeol A., Seungyeo H., Haewoon K., Bechar-Israeli H. и др.).

В предпринятом исследовании объектом является личность пользователя социальных сетей Интернета. Предмет исследования -личностные характеристики пользователей социальных сетей Интернета, различающихся своей активностью в сети.

Один из ведущих принципов отечественной психологии - принцип деятельности (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, М.А. Басов и др.) обусловливающий рассмотрение ведущих видов деятельности, как важнейшего фактора в развитии личности, объясняющий становление характерных для личности особенностей. Это создает теоретическое основание для объяснения различий между людьми, характеризуемыми

http://ej .kubagro.ru/2015/05/pdf/73 .pdf

Научный журнал КубГАУ, №109(05), 2015 года

различной степенью активности в виртуальном пространстве социальных сетей.

С другой стороны, большая значимость виртуального пространства коммуникации для личности (отсюда, повышенная активность,

проявляющаяся в частоте обращений, в большем количестве

затрачиваемого времени и т.д.) обусловлена личностными особенностями пользователя. Возможно, проблемами его общения в offline пространстве бытия. Речь может идти о некоторой «характерологической

дефицитарности» личности, т.е. недостаточной сформированности необходимых свойств для эффективного общения и со-бытия с другими людьми в реальном мире. Например, большая зависимость, ведомость, что предполагает поиск поддержки в отношениях. И если этой поддержки не хватает в offline, человек ее ищет в виртуальном со-бытии . В многочисленных исследованиях выделены «проблемы личности», выступающие предпосылками к общению посредством Интернет: недостаточная насыщенность реального общения; возможность

проигрывания ролей, фрустрированных в реальной жизни . Поэтому к виртуальному общению чаще склонны люди не уверенные в себе, испытывающие сложности в близком общении и самораскрытии, неудовлетворенные собой.

свойственная личности большая выраженность в области интенций самоактуализации и поиск дополнительных пространств бытия, в которые личность могла бы «продлить» себя, организуя их в большем соответствии со своей природой. Эта тема акцентируется в субъектно-бытийном подходе к личности (В.В. Знаков, З.И. Рябикина, Г.Ю. Фоменко, Л.Н. Ожигова, A.B. Бурмистрова-Савенкова, П.Ю. Удачина, Г.Г. Танасов, А.Р. Тиводар и др.). Таким более «податливым», легче переустраиваемым

http://ej .kubagro.ru/2015/05/pdf/73 .pdf

Научный журнал КубГАУ, №109(05), 2015 года

пространством бытия является виртуальное бытие, подчиняющееся нажатию клавиш на клавиатуре. «Характерологическим преимуществом» также является склонность к экспериментированию, большая

восприимчивость к новым формам общения, готовность и психологическая настроенность на организацию со-бытия в виртуальном пространстве Интернет-коммуникации.

Представленные теоретические основания и экскурс в область эмпирических изысканий, выполненных предшественниками, создают основание для формулировки первой гипотезы, личностные особенности пользователя Интернет-коммуникации и интенсивность его активности ввиртуальных социальных сетях (высокая или сниженная активность) взаимосвязаны.

Но анализ показывает, что большая или меньшая активность в социальных сетях не может быть единственным и достаточным основанием для дифференциации, качественного различения

пользователей. Другой, не менее значимый методологический принцип, сформулированный в отечественной психологии - принцип субъекта -акцентирует внимание на качестве активности. Став одним из ведущих в отечественной психологии, он глубоко разрабатывался такими

исследователями, как Б.Г. Ананьев , А.Н. Леонтьев , С.Л. Рубинштейн , К. А. Абульханова , К. А. Абульханова-Славская , Л.И. Анцыферова , А.В. Брушлинский , В.В. Знаков , Е.А. Сергиенко , З.И. Рябикина и др.

Проблема субъекта - одна из краеугольных в гуманитарных науках. В этом качестве личность выступает той силой, которая воплощает в объективной реальности содержание своего внутреннего, субъективного мира, продолжает себя в мир, перестраивая его в соответствии со своими смыслами. В работах С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, А.В. Брушлинского, В.В. Знакова, Е.А. Сергиенко, З.И. Рябикиной,

http://ej .kubagro.ru/2015/05/pdf/73 .pdf

Научный журнал КубГАУ, №109(05), 2015 года

Л.Н.Ожиговой, Г.Ю.Фоменко и многих других авторов представлена идеология преодоления бессубъектности в рассмотрении бытия . Продолжение себя в мир, переструктурирование личностью пространств своего бытия в соответствии с личностными смыслами и достижение, таким образом, аутентичного бытия - все эти темы отражают гуманистическую идеологию в психологической интерпретации человека.

Ранее в своих публикациях мы останавливались на дуальном эффекте виртуализации бытия личности . Рассматривались положительные и отрицательные эффекты изменений личности, как субъекта бытия и со-бытия в условиях виртуальной реальности.

С одной стороны, выглядит обоснованным утверждение о возрастании субъектности личности. Об этом свидетельствует

возможность приспосабливать технологии интерактивных цифровых сетей к своим нуждам и своей системе ценностей, возможность использовать сетевые коммуникации для расширения возможностей экспансии личности. Человек, овладев необходимыми знаниями и освоив необходимые операции, создает собственную виртуальную реальность, в которой с наибольшей полнотой воплощается картина его внутренней жизни, его смыслов.

С другой стороны, в футуристических прогнозах, в художественном изображении будущего («Терминатор, «Матрица», «Нейромант» и т.д.) преобладают мрачные сцены распада человеческой личности из-за потери субъектной позиции. О возникновении киборга в результате продолжения человека в сферу медиа, слияния личности и машины говорил М. Маклюэн

Ю.П. Зинченко указывает на «расщепление целостности индивида, одновременно расположенного в двух пространствах» в результате чего возникает эффект обладания двойной самостью . В таком случае слияние субъекта и симулякра подразумевает стирание реального

http://ej .kubagro.ru/2015/05/pdf/73 .pdf

Научный журнал КубГАУ, №109(05), 2015 года

субъекта, его полное погружение в поле виртуального бытия, более комфортного по сравнению с реальным.

Представленные рассуждения послужили основанием для формулировки второй гипотезы: личностные характеристики активного пользователя и уровень субъектности его активности в виртуальных социальных сетях (высокая или сниженная субъектность) взаимосвязаны.

Таким образом, цель исследования - выявить и интерпретировать взаимосвязи различающейся активности пользователей социальных сетей Интернета (интенсивность активности и субъектность) с их личностными характеристиками.

Для сбора эмпирического материала были использованы следующие методики:

Анкета «Активность личности в виртуальной социальной сети» Е.И.Богомоловой;

16-факторный опросник личности Р.Б. Кеттелла;

- «Диагностика самоактуализации личности» (САМОАЛ) А.В. Лазукина в адаптации Н.Ф. Калиной;

Опросник межличностных отношений (ОМО) А.А. Рукавишникова (адаптированная версия опросника FIRO-B В. Шутца);

Опросник «Стратегии самопредъявления» И.П. Шкуратовой.

В исследовании приняли участие 528 человек в возрасте от 19 до 25

Основные шаги эмпирического исследования:

Сортировка выборки на две группы по поликритериальному признаку «интенсивность активности в социальных сетях»;

Применение процедур измерения личностных характеристик испытуемых (характерологические и поведенческие особенности и уровень самоактуализации; особенности межличностной ориентации и стратегии самопредъявдения в общении) с различиями в интенсивности

http://ej .kubagro.ru/2015/05/pdf/73 .pdf

Научный журнал КубГАУ, №109(05), 2015 года

Сортировка группы «активные пользователи» на две подгруппы по поликритериальному признаку «субъектность активности в социальных сетях»;

Анализ различий личностных характеристик в подгруппах, различающихся по признаку «субъектность активности в социальных сетях».

Основные результаты эмпирического исследования:

1. На основании анкетного опроса и самоотчетов определены критерии активности пользователей в социальных сетях: а) количество активных аккаунтов в социальных сетях; б) частота посещений своих страниц и зависимость от них; в) степень увлеченности социальными сетями; г) уровень активность процесса коммуникации с другими в сети, инициативность личности; д) степень публичности личной информации в сети.

2. Установлено, что активные пользователи социальных сетей различаются особенностями субъектности в виртуальном со-бытии (высокая субъектная активность или низкая субъектность). На основании анкетного опроса и самоотчетов определены критерии субъектности пользователей в социальных сетях.

Индикаторы высокой субъектности личности в виртуальном событии: а) повышенная коммуникативность, расширяющая границы и сферы взаимодействия; б) познание собственных возможностей и реализация потенций; в) познавательная активность и направленность на исследование нового; г) преобразовательная деятельность в виртуальном пространстве бытия; д) выраженная лидерская позиция; е) применение ресурсов виртуального бытия в реальном бытии. Индикаторы низкой субъектности: а) пассивность в коммуникации, ограниченность контактов

http://ej .kubagro.ru/2015/05/pdf/73 .pdf

Научный журнал КубГАУ, №109(05), 2015 года

знакомыми лицами; б) ожидание инициативы от партнеров по со-бытию; в) зависимое отношение к среде виртуальных интеракций и к партнерам по общению; д) высокая ориентация на одобрение группы.

3. Установлено, что различающиеся интенсивностью активности и субъектностъю пользователи социальных сетей обладают различными характерологическими и поведенческими особенностями, проявляют различия в самоактуализации, в тенденциях межличностной ориентации и в стратегиях самопредъявления.

4. Доказано наличие взаимосвязи личностных характеристик пользователя Интернет-коммуникации и интенсивности его активности (высокой или сниженной).

Акторам с высокой активностью виртуального общения свойственны:

Ориентированность на общение (фактор А:т = 11,89), связанная с ведомостью, зависимостью от мнения Других (фактор Е: т = 10,75; фактор Q2:m = 8,58), социальная пассивность и ожидание инициативы от Других (фактор H: т = 12,96); склонность к тревожности (фактор О:т = 12,13) и сниженному самоконтролю, неустойчивость настроения (фактор Q3: т = 11,48); нацеленность на экспериментирование (фактор Q1: т = 9,55) (16-pf Р.Б. Кеттелла);

Направленность на самоактуализацию, выражающаяся в творческом отношении к жизни, ориентации на познание нового («Стремление к творчеству»: т = 7,96); в поиске максимальной самореализации с применением для этого всех имеющихся ресурсов бытия («Спонтанность»: т = 7); в адекватной самооценке и позитивной Я-концепции («Аутосимпатия»: т = 7,65); в компетентности в области коммуникации («Контактность»: т = 6,44); в способности к адекватному самовыражению в общении и отсутствии социальных стереотипов

http://ej .kubagro.ru/2015/05/pdf/73 .pdf

Научный журнал КубГАУ, №109(05), 2015 года

(«Гибкость в общении»:m = 6,41) («САМОАЛ» А.В. Лазукина в адаптации Н.Ф. Калиной);

Стремление к близким отношениям (шкала Ae: m = 4,31), но с ожиданием большей инициативы от Другого (шкала Iw: m = 6,13) и большей эмоциональной вовлеченности от партнеров по общению (шкала Aw: m = 7,2). (FIRO-B В. Шутца);

В стратегиях самопредъявления преобладают «Стремление понравиться» (m = 10,89), «Демонстрация слабости» (m = 10,41), «Отслеживание производимого впечатления» (m = 11,41), «Вариативность поведения» (m = 11,37) («Стратегии самопредъявления» И.П. Шкуратовой)

Акторов с низкой активностью виртуального общения отличают следующие личностные характеристики:

Сниженная коммуникативность (фактор А: m = 8,09), автономность (фактор H: m = 11,63) и консервативность (фактор Q1: m = 7,27); эмоциональная устойчивость (фактор С: m = 15,09), высокая интеграция (фактор Q3: m = 14,18), сознательность (фактор G: m = 14,27) и сдержанность поведения (фактор О: m = 10,36); отстраненность от группы, склонность к независимости в отношениях (фактор!: m = 6,81; фактор Q2:m = 12,09) и доминантность (фактор E: m = 13,18) (16-pf Р.Б. Кеттелла);

Сниженная самоактуализация; полноценной самоактуализации

препятствует избегание экспериментирования («Стремление к

творчеству»: m = 6,18); стремление к стабильности, нерешительность («Спонтанность»: m = 5,9); неуверенность в себе в сфере коммуникации («Аутосимпатия»: m = 5,72), исчезающая только в знакомой обстановке и компании («Контактность»: m = 4,09); ригидность и непластичность в коммуникации с разными людьми («Гибкость в общению^ = 4,54) («САМОАЛ»А.В. Лазукина в адаптации Н.Ф. Калиной);

http://ej .kubagro.ru/2015/05/pdf/73 .pdf

Научный журнал КубГАУ, №109(05), 2015 года

Тенденция к общению с меньшим количеством людей (шкала Iw: m = 3,54), связанная с избирательностью в установлении близких отношений (шкала Aw: m = 4,27) и эмоциональной дистанцированностью (шкала Ae: m = 2,63) (FIRO-B В. Шутца);

Преобладание стратегий «Самопродвижение» (m = 10,81) и «Примерность» (m= 10,54) («Стратегии самопредъявления» И.П. Шкуратовой).

5. Установлена взаимосвязь личностных характеристик пользователей социальных сетей с особенностями их субъектности (высокая или низкая).

Акторов с высокой субъектностью виртуального общения отличают следующие личностные характеристики:

Стремление к общению (фактор А: m = 13,83), смелость (фактор H:

m = 14,91) и спонтанность в социальных контактах(фактор N: m = 11), стремление к эмоциональным связям (фактор F: m = 13,33), но с высокой ориентацией на укрепление и поддержку своей независимости (фактор Q2: m = 10,16) и на доминантность в отношениях (фактор E: m = 12,91); эмоциональная устойчивость (фактор С: m = 16,16), высокий

самоконтроль (фактор Q3: m = 12,08), добросовестность (фактор G: m = 15,08); склонность к экспериментированию (фактор Q1: m = 11,25) (16-pf Р.Б. Кеттелла);

Высокая направленность на самоактуализацию, выражающаяся в

способности разделять ценности самоактуализирующейся личности («Ценности»: m = 9,66); в творческом отношении к жизни и склонности к экспериментированию («Стремление к творчеству)^ = 10,16); в способности жить здесь и сейчас («Ориентация во времени»: m = 6,25); в компетентности в области коммуникации («Контактность»: m = 8), но

недоверии к людям («Взгляд на природу человека»: m = 5) и стремлении к независимости («Автономность»: m = 7,33); в способности к адекватному самовыражению в общении («Гибкость в общении»: m = 7,66); в

http://ej .kubagro.ru/2015/05/pdf/73 .pdf

Научный журнал КубГАУ, №109(05), 2015 года

познавательной активности («Потребность в познании»: m = 6) и ориентированности на максимальную реализацию своих потенциальных возможностей («Спонтанность»: m = 7,91); в чувствительности к себе («Самопонимание»: m = 5,16) («САМОАЛ»А.В. Лазукина в адаптации Н.Ф. Калиной);

Стремление к принадлежности, вовлеченность в деятельность

группы (шкала Ie: m = 7,33) и собственная инициатива в выстраивании отношений (шкала Iw: m = 4,16); инициатива в контроле и руководстве складывающимися взаимоотношениями (шкала Ce: m = 7,83) и

Предпочитаемые стратегии самопредъявления - «Стремление понравиться» (m = 12,33), «Примерность» (m = 10,83), «Отслеживание производимого впечатления» (m = 12,25) («Стратегии самопредъявления» И.П. Шкуратовой).

Акторов с низкой субъектностью виртуального общения отличают следующие личностные характеристики:

Высокая ориентированность на общение (фактор А: m = 10,52), но

со склонностью к приспособляемости (фактор E: m = 9,23), зависимость от группы (фактор Q2: m = 7,47), пассивность в установлении контактов (фактор H: m = 11,58) и осторожность в выборе партнера (фактор F: m = 10,35); эмоциональная неустойчивость (фактор С: m = 11,17) и

непосредственность поведения (фактор N: m = 9,76), граничащие с непостоянством, малообязательностью (фактор G: m = 10,47) и

недисциплинированностью (фактор Q3: m = 11,05); консервативность (фактор Ql: m = 8,35) (16-pf Р.Б. Кеттелла);

Сниженный уровень самоактуализации; полноценной

самоактуализации препятствует консервативность («Стремление к

http://ej .kubagro.ru/2015/05/pdf/73 .pdf

Научный журнал КубГАУ, №109(05), 2015 года

творчеству»: m = 6,41); неуверенность в себе и своих способностях, нерешительность («Спонтанность» - m = 6,35), недоверие к людям («Взгляд на природу человека» - m = 2,94); сниженная познавательная активность («Потребность в познании»: m = 4,17); трудности в установлении взаимоотношений («Контактность»: m = 5,35) и ригидность в общении («Гибкость в общении»: m = 5,52); высокая

ориентированность на мнение окружающих («Самопонимание»: m = 3,52) и зависимость от Других («Автономность»: m = 5,52); погруженность в прошлые переживания («Ориентация во времени»: m = 4,29) («САМОАЛ» А.В. Лазукина в адаптации Н.Ф. Калиной);

Отсутствие инициативы в отношениях (шкала Ie: m = 3,29) и ожидание инициативы от Других (шкала Iw: m = 7,52), зависимость от мнения и руководства извне (шкала Cw: m = 7,7), что обусловливает избегание ответственности (шкала Ce: m = 3,64) (FIRO-B В. Шутца);

Предпочитаемые стратегии самопредъявления -

«Самопродвижение» (m = 11,23), «Запугивание» (m = 10,52) и

«Демонстрация слабости» (m = 11,52) (Опросник «Стратегии

самопредъявления» И.П. Шкуратовой).

Проделанная работа создает перспективы для дальнейших научных изысканий в направлении изучения личности в условиях нарастающей виртуализации бытия. Полученные результаты эмпирического

исследования демонстрируют разнонаправленные эффекты виртуализации бытия современного человека.

Таким образом, теоретико-методологические положения

субъектного подхода и их конкретизация в субъектно-бытийном подходе к рассмотрению личности создают основания для анализа дуальных эффектов, обусловленных качеством активности личности в виртуальном пространстве ее бытия, а, именно тем, является ли ее активность субъектной или нет.

http://ej .kubagro.ru/2015/05/pdf/73 .pdf

Научный журнал КубГАУ, №109(05), 2015 года

Интенсивностный и качественный (высокая субъектность / низкая субъектность) параметры активности личности в социальных сетях Интернета связаны с ее психологическим статусом как субъекта бытия и с соответствующими этому статусу различиями в самоактуализации, характерологических и поведенческих особенностях, в тенденциях межличностной ориентации и способах самопредъявления в коммуникации.

В психологических исследованиях внимание чаще обращено к отрицательным следствиям вовлеченности личности в Интернет-контакты. Прежде всего, к таким следствиям относится формирование зависимости, невозможность «насытить» возникающую потребность в виртуальном событии.

При сравнении высокоактивных пользователей с теми, кто характеризуется сниженной активностью в социальных сетях очевидны предпосылки возникающей зависимости у первой группы, их «ненасыщаемой» потребности в виртуальном со-бытии. Но последующая дифференциация на основании качества активности (высокая или низкая субъектность проявляемой личностью активности) показывает, что активному пользователю с субъектной позицией такая зависимость не угрожает.

Пользователям с высокой субъектностью в социальной сети свойственна общительность, характеризуемая выраженной собственной инициативностью в выборе партнеров и в установлении правил и регламентов общения, независимость, склонность к доминантности и неприятие контроля со стороны; высокий уровень самоактуализации и стремление «быть примером» для партнеров.

http://ej .kubagro.ru/2015/05/pdf/73 .pdf

Научный журнал КубГАУ, №109(05), 2015 года

самоактуализации в совокупности с консервативностью и социальной пассивностью; стремление к самопродвижению посредством

демонстрации агрессии или, напротив, слабости и ожидание поддержки извне.

Полученные результаты о качестве активности личности в социальной сети расширяют применимость субъектно-бытийного подхода к личности, распространяя его на анализ и интерпретацию феноменологии субъектной активности личности в пространстве виртуального со-бытия с Другими. Эмпирическое исследование эвристичность этого подхода к анализу личности в связи с особенностями ее активности в виртуальных социальных сетях. Обоснование и понимание аспектов качества со-бытия личности в виртуальном бытии способствует новому уровню осуществления поддержки и консультирования пользователей в ситуации Интернет-зависимости, служит основой для разработки коррекционных тренингов и программ, ориентированных на различные группы пользователей сети Интернет и социальных сетей.

Список литературы

1. Абульханова К.А. О субъекте психической деятельности / К.А. Абульханова. М.: Наука, 1973. - 288 с.

2. Абульханова К.А. Предисловие / К.А. Абульханова, А.Н. Славская // Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. М.: Питер, 2003. - С. 3-4.

3. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. М.: Наука, 1980. - 335 с.

4. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. М.: Мысль. 2000. - 155 с.

5. Ананьев Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность / Б.Г. Ананьев. М.: Директ-Медиа, 2008. - 134 с.

6. Анцыферова Л.И. Психологическое содержание феномена субъекта и границы

субъектно-деятельностного подхода / Л.И. Анцыферова // Проблемы субъекта в психологической науке / под ред. А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой, В.Н.

Дружинина. М.: Академический проект, 2000. - С.27-42.

7. Арестова О.Н. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия // О.Н. Арестова, Л.Н. Бабанин, А.Е. Войскунский / Вестник МГУ, 1996. - Сер. 14. Вып. 4. - С. 14-20.

8. Арестова О. Н. Психологическое исследование мотивации пользователей интернета / О.Н. Арестова, Л.Н. Бабанин, А.Е. Войскунский // Материалы второй

http://ej .kubagro.ru/2015/05/pdf/73 .pdf

Научный журнал КубГАУ, №109(05), 2015 года

Российской конференции по экологической психологии: тезисы. М.: Экопсицентр РОСС, 2000. - С. 245-246.

9. Богомолова Е. И. Нарастающая виртуализация бытия и особенности субъектности личности, являющейся пользователем социальных сетей / Е.И. Богомолова // Личностная идентичность: вызовы современности: материалы Всерос. психол. науч.-практ. конф. (с иностранным участием) / под ред. З.И. Рябикиной и В.В. Знакова. - Краснодар: Кубанский гос. ун-т, Майкоп: Адыгейский гос. ун-т; М.: Институт психологии РАН, 2014. - С. 180 - 182.

10. Брушлинский А.В. О критериях субъекта / А.В. Брушлинский // Психология индивидуального и группового субъекта / под ред. А.В. Брушлинского М.И. Воловиковой. М.: Пер Сэ, 2002. - С. 9-34.

11. Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке / А.В. Брушлинский. Психологический журнал. 1991. - № 6. - С. 6-10; 1992. - № 6. - С. 3-12; 1993. - № 6. - С. 3-15.

12. Брушлинский A.B. Проблемы психологии субъекта / A.B. Брушлинский. М.: ИП РАН, 1994. - 109 с.

13. Брушлинский А.В. Психология субъекта / А.В. Брушлинский. СПб.: Алетейя, 2003. - 272 с.

14. Брушлинский А.В. Психология субъекта: некоторые итоги и перспективы /

A. В. Брушлинский // Известия РАО, 1999. - №1. - С. 30-41.

15. Зинченко Ю.П. Виртуализация реальности: от психологического

инструментария к новой субкультуре / Ю.П. Зинченко // Человек как субъект и объект медиапсихологии. М.: Изд-во МГУ, 2011. - 247 с.

16. Знаков В.В. Понимание субъектом мира как проблема психологии человеческого бытия / В.В. Знаков // Проблема субъекта в психологической науке. М.: Академический проект, 2000. - № 4. - С. 86-105.

17. Знаков В.В. Психология субъекта и психология человеческого бытия / В.В. Знаков // Субъект, личность и психология человеческого бытия / под ред. В.В. Знакова,

З.И. Рябикиной. M.: Институт психологии РАН, 2005. - С. 9-44.

18. Знаков В.В. Психология человеческого бытия - одно из направлений развития психологии субъекта / В.В. Знаков // Психологический журнал. 2008. - Т. 29. № 2. -С. 69-77.

19. Леонтьев А.Н. Психологическая теория деятельности. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев // Избранные психологические произведения: в 2 т. / под ред.

B. В. Давыдова, В.П. Зинченко, А. А. Леонтьева, А.В. Петровского. М.: Педагогика, 1983. - Т.2. - 320 с.

20. Леонтьев А.Н. Деятельность и личность / А.Н. Леонтьев // Вопросы философии, 1974. - № 4. - С. 87-97; № 5. - С. 65-78.

21. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975. - с. 352.

22. Рубинштейн, С.Л. Человек и мир / С.Л. Рубинштейн. М.: Наука, 1997. - 190 с.

23. Рябикина З.И. Возможные изменения субъектной позиции личности в связи с нарастающей виртуализацией ее бытия / З.И. Рябикина, Е.И. Богомолова // Человек. Сообщество. Управление, 2013. - №2. - С.76-90.

24. Рябикина З. И. Интерпретация проблем нарастающей виртуализации отношений личности с позиций психологии субъекта / З.И. Рябикина // Идеи О.К. Тихомирова и А.В. Брушлинского и фундаментальные проблемы психологии (к 80-летию со дня рождения): материалы Всерос. науч. конф. (с иностранным участием). М.: МГУ, 2013. - С.77-79.

http://ej .kubagro.ru/2015/05/pdf/73 .pdf

Научный журнал КубГАУ, №109(05), 2015 года

25. Рябикина З.И. Личность как субъект бытия и со-бытия / З.И. Рябикина // Психология личности: учебное пособие / под ред. П.Н. Ермакова, В. А. Лабунской. М.: ЭКСМО, 2007. - С. 132-166.

26. Рябикина З.И. Субъектно-бытийный подход к анализу общения как со-бытия личности со значимыми Другими / З.И. Рябикина // Психология общения: XXI век: 10 лет развития: материалы Междунар. конф.: в 2 т. М.; Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2009. - Т.1. - С. 93-96.

27. Рябикина З.И. Субъектно-бытийный подход к изучению развивающих личность противоречий / З.И. Рябикина // Психологический журнал РАН, 2008. - Т. 29, №2. - С.78-87.

28. Сергиенко Е.А. Идеи Б. Г. Ананьева в разработке системно-субъектного

подхода / Е.А. Сергиенко // Методологические и теоретические проблемы психологии: материалы научной конференции / под ред. Л. А. Цветковой, В. М. Аллахвердова.

СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 2009. - Вып. 1. С. 89-92.

29.Чудова Н.В. Особенности образа «Я» жителя Интернета / Н.В. Чудова // Психологический журнал, 2002. - №1. - С.54-59.

1. Abul"hanova K.A. O sub"ekte psihicheskoj dejatel"nosti / K.A. Abul"hanova. M.: Nauka, 1973. - 288 s.

2. Abul"hanova K.A. Predislovie / K.A. Abul"hanova, A.N. Slavskaja // Rubinshtejn S.L. Bytie i soznanie. Chelovek i mir. M.: Piter, 2003. - S. 3-4.

3. Abul"hanova-Slavskaja K.A. Dejatel"nost" i psihologija lichnosti / K.A. Abul"hanova-Slavskaja. M.: Nauka, 1980. - 335 s.

4. Abul"hanova-Slavskaja K.A. Strategija zhizni / K.A. Abul"hanova-Slavskaja. M.: Mysl". 2000. - 155 s.

5. Anan"ev B.G. Lichnost", sub"ekt dejatel"nosti, individual"nost" / B.G. Anan"ev. M.: Direkt-Media, 2008. - 134 s.

6. Ancyferova L.I. Psihologicheskoe soderzhanie fenomena sub"ekta i granicy

sub"ektno-dejatel"nostnogo podhoda / L.I. Ancyferova // Problemy sub#ekta v psihologicheskoj nauke / pod red. A.V. Brushlinskogo, M.I. Volovikovoj, V.N.

Druzhinina. M.: Akademicheskij proekt, 2000. - S.27-42.

7. Arestova O.N. Kommunikacija v komp"juternyh setjah: psihologicheskie

determinanty i posledstvija // O.N. Arestova, L.N. Babanin, A.E. Vojskunskij / Vestnik MGU, 1996. - Ser. 14. Vyp. 4. - S. 14-20.

8. Arestova O.N. Psihologicheskoe issledovanie motivacii pol"zovatelej interneta / O.N. Arestova, L.N. Babanin, A.E. Vojskunskij // Materialy vtoroj Rossijskoj konferencii po jekologicheskoj psihologii: tezisy. M.: Jekopsicentr ROSS, 2000. - S. 245-246

9. Bogomolova E.I. Narastajushhaja virtualizacija bytija i osobennosti sub"ektnosti lichnosti, javljajushhejsja pol"zovatelem social"nyh setej / E.I. Bogomolova // Lichnostnaja identichnost": vyzovy sovremennosti: materialy Vseros. psihol. nauch.-prakt. konf. (s inostrannym uchastiem) / pod red. Z.I. Rjabikinoj i V.V. Znakova. - Krasnodar: Kubanskij gos. un-t, Majkop: Adygejskij gos. un-t; M.: Institut psihologii RAN, 2014. - S. 180 - 182.

10. Brushlinskij A.V. O kriterijah sub"ekta / A.V. Brushlinskij // Psihologija individual"nogo i gruppovogo sub"ekta / pod red. A.V. Brushlinskogo M.I. Volovikovoj. M.: Per Sje, 2002. - S. 9-34.

11. Brushlinskij A.V. Problema sub"ekta v psihologicheskoj nauke / A.V. Brushlinskij. Psihologicheskij zhurnal. 1991. № 6. S. 6-10; 1992. № 6. S. 3-12; 1993. - № 6. - S. 3-15.

http://ej .kubagro.ru/2015/05/pdf/73 .pdf

Научный журнал КубГАУ, №109(05), 2015 года

12. Brushlinskij A.B. Problemy psihologii sub"ekta / A.B. Brushlinskij. M.: IP RAN, 1994. - 109 s.

13. Brushlinskij A.V. Psihologija sub"ekta / A.V. Brushlinskij. SPb.: Aletejja, 2003. -

14. Brushlinskij A.V. Psihologija sub"ekta: nekotorye itogi i perspektivy / A.V. Brushlinskij // Izvestija RAO, 1999. - №1. - S. 30-41.

15. Zinchenko Ju.P. Virtualizacija real"nosti: ot psihologicheskogo instrumentarija k novoj subkul"ture / Ju.P. Zinchenko // Chelovek kak sub"ekt i ob"ekt mediapsihologii. M.: Izd-vo MGU, 2011. - 247 s.

16. Znakov V.V. Ponimanie sub"ektom mira kak problema psihologii chelovecheskogo bytija / V.V. Znakov // Problema sub"ekta v psihologicheskoj nauke. M.: Akademicheskij proekt, 2000. - № 4. - S. 86-105.

17. Znakov V.V. Psihologija sub"ekta i psihologija chelovecheskogo bytija / V.V. Znakov // Sub"ekt, lichnost" i psihologija chelovecheskogo bytija / pod red. V.V. Znakova,

Z.I. Rjabikinoj. M.: Institut psihologii RAN, 2005. - S. 9-44.

18. Znakov V.V. Psihologija chelovecheskogo bytija - odno iz napravlenij razvitija psihologii sub"ekta / V.V. Znakov // Psihologicheskij zhurnal. 2008. - T. 29. № 2. - S. 69-77.

19. Leont"ev A.N. Psihologicheskaja teorija dejatel"nosti. Dejatel"nost". Soznanie. Lichnost" / A.N. Leont"ev // Izbrannye psihologicheskie proizvedenija: v 2 t. / pod red. V.V. Davydova, V.P. Zinchenko, A.A. Leont"eva, A.V. Petrovskogo. M.: Pedagogika, 1983. - T.2. - 320 s.

20. Leont"ev A.N. Dejatel"nost" i lichnost" / A.N. Leont"ev // Voprosy filosofii, 1974. - №

4. - S. 87-97; № 5. - S. 65-78.

21. Leont"ev A.N. Dejatel"nost". Soznanie. Lichnost" / A.N. Leont"ev. M.: Politizdat, 1975. s. 352.

22. Rubinshtejn, S.L. Chelovek i mir / S.L. Rubinshtejn. M.: Nauka, 1997. - 190 s.

23. Rjabikina Z.I. Vozmozhnye izmenenija sub"ektnoj pozicii lichnosti v svjazi s narastajushhej virtualizaciej ee bytija / Z.I. Rjabikina, E.I. Bogomolova // Chelovek. Soobshhestvo. Upravlenie, 2013. - №2. - S.76-90.

24. Rjabikina Z.I. Interpretacija problem narastajushhej virtualizacii otnoshenij lichnosti s pozicij psihologii sub"ekta / Z.I. Rjabikina // Idei O.K. Tihomirova i A.V. Brushlinskogo i fundamental"nye problemy psihologii (k 80-letiju so dnja rozhdenija): materialy Vseros. nauch. konf. (s inostrannym uchastiem). M.: MGU, 2013. - S.77-79.

25. Rjabikina Z.I. Lichnost" kak sub"ekt bytija i so-bytija / Z.I. Rjabikina // Psihologija lichnosti: uchebnoe posobie / pod red. P.N. Ermakova, V.A. Labunskoj. M.: JeKSMO, 2007. -

26. Rjabikina Z.I. Sub"ektno-bytijnyj podhod k analizu obshhenija kak so-bytija lichnosti so znachimymi Drugimi / Z.I. Rjabikina // Psihologija obshhenija: XXI vek: 10 let razvitija: materialy Mezhdunar. konf.: v 2 t. M.; Obninsk: IG-SOCIN, 2009. - T.1. - S. 93-96.

27. Rjabikina Z.I. Sub"ektno-bytijnyj podhod k izucheniju razvivajushhih lichnost" protivorechij / Z.I. Rjabikina // Psihologicheskij zhurnal RAN, 2008. - T. 29, №2. - S.78-87.

28.Sergienko E.A. Idei B. G. Anan"eva v razrabotke sistemno-sub"ektnogo podhoda / E.A. Sergienko // Metodologicheskie i teoreticheskie problemy psihologii: materialy nauchnoj konferencii / pod red. L. A. Cvetkovoj, V. M. Allahverdova. SPb.: Izd-vo S.-Peterburgskogo universiteta, 2009. - Vyp. 1. S. 89-92.

29.Chudova N.V. Osobennosti obraza «Ja» zhitelja Interneta / N.V. Chudova // Psihologicheskij zhurnal, 2002. - №1. - S.54-59.

http://ej .kubagro.ru/2015/05/pdf/73 .pdf

Загрузка...